Сущность управления социальной работой
Конституция России закрепляет одной из целей государства построение социального государства. Одним из механизмов этого строительства является социальная политика, которая ориентирована на адаптацию человека к условиям постоянно меняющегося современного мира. В свою очередь, механизмом реализации социальной политики является социальное управление как социальный институт, который включает в себя систему организаций и учреждений и взаимоотношения субъектов социального взаимодействия.
Социальное управление как социальный институт призвано изменять общественные процессы, которые имеют отрицательное влияние на жизнь общества. Возможности изменения негативных факторов зависят от управляемости процессов.
Управляемость процесса – это действительная возможность эффективного воздействия на сам процесс и на направление его развития.
Управление социальной работой представляет собой вид социального управления, целью которого является оказание влияния на организацию и развитие системы социальной защиты, поддержки и помощи посредством деятельности государственных и муниципальных органов, благотворительных организаций, специалистов и их руководителей.
Управление социальной работой – это система воздействия на общественные процессы с целью регулирования социального положения населения и обеспечения их достойного уровня и качества жизни.
Основные задачи управления социальной работой:
- Формирование условий, необходимых для эффективной работы системы социальных учреждений.
- Реализация социальных услуг посредством разработки и внедрения программ социальной защиты, помощи, поддержки и т.д.
Управление социальной работой как вид деятельности обладает объектом и предметом.
Объект управления социальной работой представляет собой общественные процессы и отношения на всех уровнях, и субъекты общественных отношений, а именно индивиды и социальные группы.
Как любая деятельность, управление социальной работой имеет свои объект и предмет.
Предмет управления социальной работой характеризуется как производство социальных услуг, включающих материальную помощь, формирование благоприятных условий для существования в обществе, защита прав человека, консультирование и т.д.
Структура управления социальной работой
Управление социальной работой осуществляется через ее организационную структуру, которая включает в себя систему органов управления и взаимоотношений между ними, которые обеспечивают целостность системы и сохранение ее основных свойств под влиянием изменений.
Организационная структура управления в социальной работе должна формироваться с учетом четкого распределения функций среди учреждений, быть устойчивой, при этом отличаться гибкостью управления.
В управлении социальной работой выделяют три уровня: федеральный, региональный, муниципальный.
Федеральные органы управления социальной работой осуществляют стратегические функции, разработку и реализацию законодательства в области социальной политики и социальной работы.
На уровне субъектов РФ органы управления социальной работой осуществляют единую государственную социальную политику, разрабатывают и внедряют региональные социальные программы, осуществляют региональное планирование осуществления социальной помощи в зависимости от специфики региона и потребностей его жителей.
Муниципальные органы управления социальной работы решают тактические социальные задачи, включая разработку муниципальных социальных программ и их реализацию, формированию местного бюджета с учетом социальных потребностей и расходов на их удовлетворение.
Независимо от уровня осуществления управления, структура управления социальной работой включает три ветви власти – органы законодательной власти, исполнительной и судебной.
Органы управления социальной работой
Основным органом управления социальной работой является Министерство труда и социальной защиты населения РФ.
Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет следующие функции:
- разработка основных положений оказания социальной помощи нуждающимся,
- прогнозирование качества и уровня жизни всех категорий населения,
- разработка рекомендаций для создания и реализации региональных программ социальной помощи.
Региональный и местный уровень управления социальной работой представлены учреждениями социального обслуживания, которые осуществляют следующие функции:
- обеспечение предоставления социальной помощи населению,
- осуществление социальной помощи на дому, в стационарной и полустационарной помощи,
- обеспечение социальной реабилитации и адаптации социально уязвимых категорий населения, включая несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Органы управления социальной работой были сформированы в середине 90-х гг.
На данный момент они преимущественно представлены государственными органами, но активно развивается и частный негосударственный сектор оказания социальных услуг.
Органы управления социальной работой муниципального уровня осуществляют различные виды социального обслуживания населения включая материальную помощь, консультирование, патронаж, социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в этом граждан, помощь на дому, в условиях стационара и полустационара и т.д.
Наибольшее распространение в предоставлении социальных услуг получила форма комплексного центра социального обслуживания.
Активное участие в системе управления социальной работой принимают общественные и благотворительные организации, которые позволяют снизить социальную нагрузку на государственные органы управления социальной работой, решить некоторые тактические социальные задачи и оказать содействие в удовлетворении социальных потребностей социальных групп и индивидов.