Понятие маркетинга в социальной работе
В странах с рыночной экономической системой маркетинг играет довольно значимую роль. Он способствует формированию спроса на товары и услуги, оптимизирует их предложение. Необходимость маркетинга возникает обычно, когда какая-либо отрасль подходит к так называемой «точке маркетинга», т.е. возникает ситуация, при которой предложение товаров и услуг начинает превосходить спрос. В случае с социальной работой понятно, что полный ее переход на рыночные отношения нежелателен и невозможен.
Маркетинг в социальной работе – это деятельность, направленная на изучение и развитие спроса на социальные услуги, создание соответствующей спросу социальной среды и стимулирование спроса на созданную социальную среду.
Бывает внутреннее и внешнее маркетинговое сопровождение. Оно может осуществляться на постоянной либо на временной основе. Внешнее сопровождение организуется на базе органов социальной защиты и обеспечивает получение важных данных о деятельности государственных и негосударственных социальных служб, видах предоставляемых ими услуг. Эта информация необходима для развития сети учреждений социального обслуживания.
Внутреннее маркетинговое сопровождение заключается в реализации программ оказания населению социальных услуг, в оптимизации взаимодействия социальных служб с их клиентами.
Традиционное понимание термина «маркетинг» связано с товарами и услугами. Существуют в том числе и такие виды маркетинга как маркетинг территорий, организаций, идей, личностей и т.п. Маркетинг социальной работы включает все эти виды маркетинга
Маркетинг территорий: клиентам важно, где учреждение находится, до него должно быть удобно добираться;
Маркетинг организаций: престиж учреждения неразрывно связан с тем, какие связи с социальными партнерами у него имеются;
Маркетинг идей: авторитет и известность учреждения обусловлена, в том числе, перспективностью и современностью подходов, применяемых им в практической деятельности;
Маркетинг личностей: специфика социальной работы такова, что особую значимость приобретают сами личности сотрудников и руководителей учреждений социального облуживания.
Особенности маркетинга в социальной сфере
Социальный маркетинг является продолжением маркетинга в его традиционном понимании, с учетом ряда особенностей. Термин «социальный маркетинг» был введен в 1971 году. Под ним тогда понималась попытка применить принципы и технологии маркетинга для решения различных социальных задач, продвижения социальных идей.
В.Э. Гордин выделяет несколько характеристик маркетинга в социальной сфере:
- Способствование социальным перемен с помощью маркетингового инструментария (через убеждение, различного рода стимулирование и т.д.);
- Возрастание роли неприбыльного сектора в решении социальных вопросов и проблем;
- Проникновение рыночных отношений в различные сферы общественной жизни.
Главное отличие социального маркетинга от обычного заключается в том, что он ориентирован на четкий общественный запрос и контролируется общественностью. Он нацелен на развитие социальной сферы. Как правило, его основная цель – содействие улучшению качества жизни отдельного человека и общества в целом.
Рынок социальных услуг входит в общественный сектор экономики, имеющий дело с лагами, не являющимися, в подавляющем большинстве случаев, предметом купли-продажи. Тут государство берет на себя обязательства по финансированию данной сферы.
Функции маркетинга в социальной работе
Можно выделить пять блоков функций маркетинга в системе социальной работы:
- Аналитическая функция включает в себя исследование рынка социальных услуг, внешней среды социального учреждения, его структуры, потенциальных клиентов, а также анализ внутренней среды данного учреждения.
- Инновационная функция состоит в мониторинге качества социальных услуг, повышении и конкурентоспособности, в разработке новых услуг.
- Функция реализации включает такие подфункции как: организация системы движения социальных программ, организация работы по предоставлению социальных услуг.
- Формирующая функция состоит в формировании спроса на социальные услуги и стимулирование их реализации.
- Функция управления и контроля включает в себя следующие функции: контроль маркетинга, информационное обеспечение управления маркетингом, организация планирования процесса по оказанию социальных услуг.
Оказываемые в системе социальной работы услуги должны пользоваться спросом, удовлетворять потребности клиентов, т.е. выполнять социальный и государственный заказ. Данные, полученные в ходе проведения маркетинговых исследований, помогают понять, каковы потребности различных групп населения и отдельных индивидов.
Учреждения социального обслуживания, с помощью маркетинговых технологий, могут формировать и регулировать спрос на оказываемые ими услуги. В нынешних условиях, для которых характерна ограниченность бюджетных возможностей, особую значимость приобретает процесс привлечения средств населения и негосударственных организаций. Большую роль здесь играет технология фандрайзинга – привлечения спонсорских средств.
Для успешной работы по привлечению средств необходимо выполнение ряда условий:
- Создание информационного сообщения о том, какая именно помощь требуется и донесение его до тех, кто реально может ее оказать;
- Объяснение того, в чем именно состоит общественная и личностная значимость оказания помощи;
- Предложение таких способов оказания необходимой помощи, которые потенциальные спонсоры и партнеры признают эффективными;
- Способствование созданию и поддержанию позитивной репутации тех людей и организаций, которые оказали помощь;
- Установление долговременных партнерских отношений с оказавшими помощь организациями и частными лицами.