Понятие «интегративная парадигма» и его сущность
Интегративные парадигмы выступают в качестве особых теоретических положений. Их цель – преодолеть односторонность результатов, их противоречивый и противопоставительный характер.
Первым исследователем, кто предложил свои идеи по ликвидации этого противостояния, является американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин, который жил в период с 1889 года по 1968 год. Именно ему принадлежит идея о создании так называемой «интегративной социологии». Благодаря Питириму Сорокину многие его современники, а в дальнейшем и последователи начали исследовать общество и его явления с точки зрения объективности социальных и культурных систем. Они, по мнению Сорокина, всегда находятся в непрерывном движении, причем оно может происходить в разных направлениях:
- По вертикали;
- По горизонтали;
- В виде флуктуаций.
Также процессы важно рассматривать, учитывая при этом всю полноту и сложность субъективных факторов, интегральную сущность самой человеческой личности, а также целостность мира, который находится внутри человека и за пределами его разума и сознания. Суть подхода Питирим Сорокин охарактеризовал простым словом «интегрализм» (соединение, единство). Это подход автор продолжал в дальнейшем разрабатывать и применять при работе над теориями социальной стратификации, социальной мобильности, а также над теорией социокультурной динамики социальных процессов и явлений.
Переход к новым интегративным парадигмам ознаменовался кризисом социологической науки, который произошел в 60-70-е годы 20 века в связи с парадигмальностью социологии, возникновением слишком большого числа противоречащих друг другу парадигм и социологических теорий. К ним следует отнести такие теории, как:
- Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (немецкий социолог);
- Теория структурации Э. Гидденса (английский социолог и философ);
- Конструктивистский структурализм Пьера Бурдье (французского социолога-теоретика);
- Теория самореферентных систем Н. Лумана (немецкий социолог).
Характеристика интегративных теорий
В предыдущей части мы перечислили несколько основных теорий, которые сыграли очень важную роль в качестве интегративных парадигм. Первая из них – теория коммуникативного действия, разработанная немецким социологом Юргеном Хабермасом. Автор подчеркивает, что в основе этого исследовательного подхода лежит представление об обществе как о системе и как о жизненном мире. Оба эти понятия противодействуют друг с другом, поскольку система более формализована, а жизненный мир – это та окружающая действительность, в которой человек существует ежедневно.
Также Хабермас выделил два типа действия, которые характеризуют систему и жизненный мир:
- Первый вид – целерациональное действие, направленное на успешное управления объектами (всей совокупностью материального мира, а также людьми, которые окружают человека).
- Второй тип действия – коммуникативное. Оно направлено на достижение взаимопонимания, а также консенсуса (договора) между взаимодействующими сторонами, особенно тогда, когда их интересы не совпадают друг с другом.
Вторая теория – теория структурации. Она была создана английским социологом-теоретиком Энтони Гидденсом. Он посвятил сразу несколько работ этой теме: «Конструирование общества», которая вышла в 1984 году, и «Социальная теория и современная социология», опубликованная чуть позже, в 1987 году. Суть теории структурации заключается в том, что она базируется на представлениях воспроизводства общества как системы, в которой взаимодействуют агенты. Агенты могут создавать новые структуры, выступающие условиями и средствами для последующих действий. К тому же, условия могут ограничить действие, если это необходимо одному из агентов взаимодействия.
Роль агентов определяется тремя уровнями. На первом уровне важную роль играет мотивация действия (то есть появление внутреннего побуждения к совершению того или иного действия, потому что оно кажется необходимым и неотвратимым). Второй уровень – рационализация действия. В данном случае человек определяет процедуру действия на основе соотнесения ключевых целей и средств, которыми он располагает в определенный промежуток времени. Третий уровень – мониторинг действия. Он представляет собой рефлексию мотивов к действиям, а также процедуру анализа возможных последствий и прогноз будущих свершений.
Пьер Бурдье (1930-2002 гг.) активно занимался разработками теории «конструктивного структурализма». Это исследовательский подход, который основан на идее о том, что социальные структуры обуславливают практики и представления агентов. По сути, теория Бурдье – это его авторская попытка синтезировать два таких направления, как структурализм и феноменология. Было предложено использовать сразу два принципиальных подхода для исследования социальной реальности. Первый подход – структуралистский. Он реализуется в виде двойного структурирования социальной реальности (принцип объективного структурирования, принцип структурирования согласно человеческой практике). Второй подход – конструктивистский. Он предполагает, что действия людей обусловлены такими процессами, как социализация, адаптация, обмен жизненным опытом. Так или иначе все это – своего рода матрица социального действия. Структура, по мнению Бурдье, носит название «инкорпорированная» - находящаяся именно внутри индивида. Одновременно с внутренним расположением, эта структура выступает еще и в качестве диспозиции – предрасположенности к определенному восприятию событий и действий, их образцов.
Отметим также теорию самореферентных системы Никласа Лумана (1927-1998 гг.). этот научный подход представляет общество в виде системы, чьими элементами являются коммуникации, операции, уменьшающие комплексность. Таким образом, есть возможность преодолеть противоречия и неопределенность, с которыми сталкивается человек при принятии особо значимых решений.