Основные задачи социальной культуры
Исходная, первоначальная задача социальной культуры – общий социологический анализ культурных процессов и явлений, присутствующих в политической и хозяйственной системах деятельности, в сферах нравственности и художественной культуры, а также отражающихся в историческом развитии общества.
Социальная культура способствует выявлению объективной системы социальной регуляции.
Социальное научное знание способствует:
- формированию мировоззренческих ориентаций;
- анализу жизненных явлений с практической точки зрения.
К основным задачам социальной культуры относятся следующие задачи:
- Определить содержание системы ценностей и норм культуры, характерных для социальных слоев и групп общества, а также всего социума в целом.
- Раскрыть соотношение разнообразных структурных компонентов и вариантов культуры: идеологии, художественной культуры, религии, мифологии, светских и сакральных ориентаций, современных течений и классического наследия.
- Раскрыть соотношение массовой культуры, повседневного уровня, высокой культуры; показать место культурной элиты в сохранении, производстве и распространении достижений культуры.
- Определить факторы культуры, необходимые в других областях деятельности: этику предпринимательства и труда, отношение к накоплению, богатству, знаниям, труду и т.д.
- Раскрыть роль социальной культуры во взаимоотношениях и взаимной деятельности разных социальных слоев и общностей: профессиональных, половозрелых групп, предпринимателей и трудящихся, наций и этнических групп и др.
- Выявить природу перемен, происходящих в культуре разных социальных слоев деревни и города, общества, определить связь этих перемен с процессами, протекающими в производственно-хозяйственной и политической деятельности.
- Показать принципы функционирования общества со всем переплетением ценностей, норм, представлений; способствовать восприятию членами общества других обществ, с характерным им отношением к миру и жизненным целям.
Регуляция социальной культурной деятельности
Основными компонентами, осуществляющими регуляцию культурной деятельности являются:
- работа в органах территориального управления по вопросам культуры, связи с общественными, религиозными, национальными организациями;
- преподавание культуроведческих дисциплин в системе общеобразовательных учреждений, в колледжах и университетах, в специальных учебных заведениях, в различных учебных центрах;
- деятельность в организациях социологической направленности, исследующих культурные и этические аспекты политической, хозяйственной, бытовой практики, культурную мотивацию предпринимательской и трудовой деятельности, налаживание этики бизнеса и т.д.;
- работа в культурно-массовых, различных художественных центрах и организациях: театры, культурные центры, филармонии, фестивали, выставочные центры и т.д.);
- деятельность в организациях, в задачи которых входит налаживание взаимопонимания и общения между представителями разных национальных, этнических, религиозных общностей, различных субкультур и т.д.;
- работа в коммерческих организациях по налаживанию менеджмента и маркетинга, по изучению потребительского спроса и т.д.;
- деятельность в индустрии туризма и массовой культуры.
Формирование социальной культуры
При формировании социальной культуры решается ряд задач:
- Сформировать гражданскую идентичность, состоящую из идентичности члена семьи, коллектива, территориальной и культурной общности, нации, этнического сообщества.
- Развивать чувство гражданской солидарности и патриотизма.
- Формировать умения и навыки сотрудничества со сверстниками, коллегами, младшими и старшими лицами в решении социально значимых и личностных проблем на основании полученных в процессе социализации знаний.
- Развивать представления об общественных ценностях и приоритетах, навыки успешной социализации, образцы поведения, ориентированные на общественные ценности.
- Формировать у индивидов социальные компетенции, необходимые для успешного, конструктивного и ответственного поведения в обществе.
- Способствовать усвоению демократических и гуманистических ценностных ориентаций.