Понятие «социально-педагогическая культура»
Социально-педагогическая культура является частью общей культуры человека.
Социально-педагогическая культура – это усвоенный, ежедневно проявляемый личностью социальный опыт педагогического искусства по отношению к детям, к себе и другим людям в соответствии со сферой деятельности.
Специалисты социальной сферы обязательно должны обладать педагогической культурой, так как их работа напрямую связана с социальными проблемами и людьми, имеющими особые потребности.
Сферы проявления социально-педагогической культуры:
- отношение к себе и самопроявлению среди других людей, самопознание и самосовершенствование;
- профессиональная деятельность, связанная со взаимоотношениями с другими людьми, взаимопомощью и взаимовлиянием;
- отношение к другим индивидам;
- отношение к институту семьи, своей роли в ней, воспитание детей, формирование культуры семейных взаимоотношений.
Структура социально-педагогической культуры
Социально-педагогическая культура имеет две составляющие:
- Внутренняя культура специалиста – уровень знаний и умений, сформированные личностные идеалы, установки, потребности, мотивы в педагогической сфере, которыми обладает человек и которые характеризуют его компетентность.
- Внешняя культура специалиста – все то, повседневно проявляется в отношении человека к объекту, социально-педагогической деятельности, социальной работе и их результатам.
Внутренняя культура специалиста включает:
- индивидуально-личностный уровень – внутренняя специфика личности с социально-педагогическими и индивидуально-психологическими достоинствами;
- мировоззренческий, или теоретический уровень – степень усвоения, объем накопленного педагогического опыта в профессиональной деятельности;
- рациональный уровень – указывает на то, какие социально-педагогические знания усвоены, в какой степени они найдут применение в будущем;
- эмоциональный, или чувственный уровень – показывает эмоциональное отношение к объекту, педагогическим составляющим, социальной работе и ее результатам; в процессе овладения опытом социально-педагогической деятельности этот компонент формируется и укрепляется.
В процессе работы эмоциональный уровень определяет внутреннее отношение личности к педагогической деятельности, показывает потребность в педагогическом совершенствовании, во многом характеризует нравственную культуру.
Эмоциональный и рациональный компоненты проявляются и реализуются через саму личность и ее волю.
Внешняя культура специалиста включает:
- личностный уровень - внешние достоинства и недостатки (манеры, внешний вид, привычки) человека;
- поведенческий уровень – педагогические аспекты деятельности, проявляемые в процессе социальной работы (действия, поведение, поступки, влияющие на объект); характеризует педагогическое проявление в общении с людьми;
- практико-педагогический уровень – демонстрация уровня владения педагогическими методами и методиками, новыми технологиями, средствами и приемами; показывает степень реального владения педагогическим мастерством, педагогические возможности, результативность педагогической деятельности;
- уровень внешнего отношения - отношение личности к объекту социальной работы, степень внимания к объекту социально-педагогической работы, заинтересованность в результатах своей деятельности, особенности взаимоотношений с людьми.
Формы проявлений внешней социально-педагогической культуры:
- повседневная, или естественная – культура проявляется естественным образом и в работе, и в семье;
- демонстрационная, или показная;
- ситуативная – проявляется у личностей, чье поведение зависит от конкретной ситуации, социального статуса или среды.
Компоненты социально-педагогической культуры
К компонентам социально-педагогической культуры относятся:
- Специалист социально-педагогической культуры, как личность и человек – носитель педагогической культуры, ее реальное воплощение.
- Личный опыт социально-педагогический деятельности включает: саму личность, ее личностные социально-педагогические характеристики, теоретические знания и практический опыт.
- Теоретический опыт социально-педагогический деятельности – социальные, психолого-педагогические, медицинские, профессиональные знания, необходимые специалисту для его деятельности.
- Практический опыт социально-педагогический деятельности – приобретенные умения и навыки, закрепленный на практике социально-педагогический аспект профессиональной деятельности.