Средства массовой информации как фактор социализации
Средства массовой информации (СМИ) – это различные технические средства (телевидение, радио, компьютерные сети, печать и др.), осуществляющие распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.
Средства массовой информации выполняют ряд функций:
- закладывают нормативные базы,
- дают представление о главных моделях социального поведения,
- определяют нормы поведения и современного языка,
- способствуют развитию кризисной ситуации.
СМИ влияют на процессы социализации путем изменения сознания индивида, его потребностей и интересов, ценностных ориентаций, нравов и морали.
СМИ могут выступать разными факторами социализации:
- мегафакторы, например, телекомпания CNN;
- макрофакторы - центральные газеты, радио «Россия», «Останкино»;
- микрофакторы – районные и сельские газеты и радиостудии, студии кабельного телевидения и т.д.
СМИ оказывают влияние на стихийную социализацию:
- Выполняют рекреативную роль, определяя досуговое времяпрепровождение.
- Осуществляют релаксационную роль.
- Оказывают влияние на общее развитие человека.
- Влияют на подрастающее поколение через компьютерные сети: приводят к расширению контактов, формированию и реализации разных форм символического опыта, позволяют обмениваться социокультурными ценностями, развитию воображения. Возможно развитие «синдрома зависимости» от Интернета, что ведет к уходу от реальности, социальной изоляции, поглощенности компьютерными играми и т.д.
СМИ оказывают относительно направляемое воздействие на социализацию:
- влияют на усвоение широкого спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций в сфере идеологии, права, политики и экономики;
- являются системой просвещения, неформального образования различных слоев населения.
СМИ и социально контролируемая социализация
В качестве социально контролируемой социализации можно рассматривать воспитание. Особое значение в сфере социального образования отводится медиаобразованию.
Медиаобразование – это изучение закономерностей массовой коммуникации. Задачи медиаобразования:
- подготовить молодое поколение к восприятию информации, к жизни в информационных условиях;
- научить осознавать последствия воздействия информации на психику;
- освоить способы общения с помощью технических средств на основе невербальных форм коммуникации.
Влияние СМИ на социализацию
Процесс социализации проходит в течение всей жизни индивида. Основная цель развития личности – как можно более полная реализация своих возможностей и способностей, самораскрытие и самовыражение. Специфичная особенность общества в современном мире – значительное влияние СМИ и информационных технологий на все сферы жизни:
- общественно-политическую,
- социально-культурную,
- бытовую,
- учебную,
- трудовую,
- досуговую.
Современные средства массовой информации – это источник знаний, позволяющий индивиду ориентироваться в событиях и окружающем мире, получать свежую информацию, узнавать о случившемся на другой стороне планеты за доли секунды.
Отражением материального отношения людей друг к другу, к природе является общественное сознание. Воздействуя на общество, СМИ оказывают влияние на каждого отдельного человека, при этом формируя одинаковые действия и эмоции. Формируется общественное мнение – особое состояние массового сознания, включающее отношение разных социальных общностей к событиям и проблемам действительности.
Позитивное воздействие СМИ:
- предоставляют необходимую информацию, удаляют «информационный голод»;
- повышают общую культуру населения;
- снимают социальную напряженность;
- обеспечивают взаимное информирование властей и населения.
Негативное воздействие СМИ:
- отрицательное влияние рекламы на воспитание личности;
- вытеснение отечественной культуры, доминирование образцов западной массовой культуры;
- проблема «телевизионного насилия»;
- снижение интеллектуального и художественного уровня ряда передач и программ.