Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социализация детей с особыми потребностями

Проблемы социализации детей, имеющих особые потребности

Одной из важнейших социально-экономических проблем современного общества является включение детей с особыми потребностями в социум. Эта проблема проявляется в:

  • стабильном сокращении числа трудоспособного населения;
  • ухудшении качественного состава населения на фоне роста инвалидизации;
  • нарушении связей детей с окружающим миром, недостаточном контакте со сверстниками и взрослыми;
  • ограниченной мобильности;
  • недоступности культурных ценностей, иногда – образования;
  • ограниченном общении с природой.
Замечание 1

Существенной социальной проблемой выступает отсутствие специальных нормативных актов и законов, устанавливающих ответственность должностных лиц организаций и учреждений, органов государственной власти за реализацию прав детей с особыми возможностями на социальную реабилитацию, охрану здоровья, независимое существование.

Снижение познавательной активности ведет к ограниченным знаниям об окружающем мире, недостаточности практических навыков, необходимых для успешной социализации.

Нарушения в поведении и эмоционально-волевой сфере проявляются в:

  • эмоциональной неустойчивости,
  • слабости волевых установок,
  • аффективной возбудимости,
  • импульсивности,
  • апатичности и вялости или в двигательной возбудимости.
Замечание 2

Для всех видов аномального развития доминирующим отклонением выступает нарушение речевого общения, ограничения в восприятии и переработке информации.

Социальная интеграция детей с особыми потребностями

Система образования для детей с особыми потребностями развивается по типу интеграции, так как специальные школы и интернаты на современном этапе являются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и указывает на «навешивание социального ярлыка».

Эффективность социальной интеграции зависит от социально-психологических факторов:

«Социализация детей с особыми потребностями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • психологической терпимости и воспитания ее к лицам с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях, умения и желания оказывать таким детям помощь в их самореализации;
  • достоверности и полноты информированности о правовой грамотности, проблемах в отношении учащихся и учителей в образовательных учреждениях различных типов.

Учет таких факторов необходим для создания комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, для социальной интеграции.

Помочь детям с особыми потребностями стать активными участниками общественной жизни – это значит:

  • обозначить структуру системы специального образования;
  • определить способы, пути, организационные формы системы специального образования;
  • выявить психолого-педагогические условия осуществления способов, путей, организационных форм системы специального образования в нравственно-психологических и социально-экономических условиях современного социума.

Социальная и педагогическая работа по развитию социального потенциала

В России дети с особыми потребностями обучаются и воспитываются в:

  • домах-интернатах,
  • школах-интернатах,
  • коррекционных школах,
  • домашних условиях.

У детей с ограниченными возможностями наблюдается недостаточное проявление познавательных интересов, которое часто сочетается с нарушениями памяти, незрелостью высших нервных функций, с плохой координацией движений, с функциональной недостаточностью слухового и зрительного анализатора.

Основа социально-педагогической работы по формированию социального потенциала у детей с особыми потребностями состоит в:

  • раскрытии реабилитационного потенциала в разнообразных формах деятельности;
  • целенаправленной педагогической поддержке;
  • осуществлении индивидуальной программы реабилитации, подготовке окружающих людей к принятию детей с особыми потребностями.

Социально-педагогическая деятельность включает:

  • поддержку, постоянное восстановление, повышение моральных и физических сил;
  • сохранение душевного равновесия;
  • формирование духовных ценностей;
  • развитие физических способностей;
  • содействие в получении образования;
  • облегчение жилищных и бытовых условий, участие в общественной жизни, организация свободного времени;
  • обеспечение необходимых условий для полноценного участия в жизни общества тех детей, чьи возможности признаны как допускающие обучение только практическим навыкам;
  • установление комфортного контакта с внешним миром.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot