Проблемы социализации детей, имеющих особые потребности
Одной из важнейших социально-экономических проблем современного общества является включение детей с особыми потребностями в социум. Эта проблема проявляется в:
- стабильном сокращении числа трудоспособного населения;
- ухудшении качественного состава населения на фоне роста инвалидизации;
- нарушении связей детей с окружающим миром, недостаточном контакте со сверстниками и взрослыми;
- ограниченной мобильности;
- недоступности культурных ценностей, иногда – образования;
- ограниченном общении с природой.
Существенной социальной проблемой выступает отсутствие специальных нормативных актов и законов, устанавливающих ответственность должностных лиц организаций и учреждений, органов государственной власти за реализацию прав детей с особыми возможностями на социальную реабилитацию, охрану здоровья, независимое существование.
Снижение познавательной активности ведет к ограниченным знаниям об окружающем мире, недостаточности практических навыков, необходимых для успешной социализации.
Нарушения в поведении и эмоционально-волевой сфере проявляются в:
- эмоциональной неустойчивости,
- слабости волевых установок,
- аффективной возбудимости,
- импульсивности,
- апатичности и вялости или в двигательной возбудимости.
Для всех видов аномального развития доминирующим отклонением выступает нарушение речевого общения, ограничения в восприятии и переработке информации.
Социальная интеграция детей с особыми потребностями
Система образования для детей с особыми потребностями развивается по типу интеграции, так как специальные школы и интернаты на современном этапе являются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и указывает на «навешивание социального ярлыка».
Эффективность социальной интеграции зависит от социально-психологических факторов:
- психологической терпимости и воспитания ее к лицам с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях, умения и желания оказывать таким детям помощь в их самореализации;
- достоверности и полноты информированности о правовой грамотности, проблемах в отношении учащихся и учителей в образовательных учреждениях различных типов.
Учет таких факторов необходим для создания комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, для социальной интеграции.
Помочь детям с особыми потребностями стать активными участниками общественной жизни – это значит:
- обозначить структуру системы специального образования;
- определить способы, пути, организационные формы системы специального образования;
- выявить психолого-педагогические условия осуществления способов, путей, организационных форм системы специального образования в нравственно-психологических и социально-экономических условиях современного социума.
Социальная и педагогическая работа по развитию социального потенциала
В России дети с особыми потребностями обучаются и воспитываются в:
- домах-интернатах,
- школах-интернатах,
- коррекционных школах,
- домашних условиях.
У детей с ограниченными возможностями наблюдается недостаточное проявление познавательных интересов, которое часто сочетается с нарушениями памяти, незрелостью высших нервных функций, с плохой координацией движений, с функциональной недостаточностью слухового и зрительного анализатора.
Основа социально-педагогической работы по формированию социального потенциала у детей с особыми потребностями состоит в:
- раскрытии реабилитационного потенциала в разнообразных формах деятельности;
- целенаправленной педагогической поддержке;
- осуществлении индивидуальной программы реабилитации, подготовке окружающих людей к принятию детей с особыми потребностями.
Социально-педагогическая деятельность включает:
- поддержку, постоянное восстановление, повышение моральных и физических сил;
- сохранение душевного равновесия;
- формирование духовных ценностей;
- развитие физических способностей;
- содействие в получении образования;
- облегчение жилищных и бытовых условий, участие в общественной жизни, организация свободного времени;
- обеспечение необходимых условий для полноценного участия в жизни общества тех детей, чьи возможности признаны как допускающие обучение только практическим навыкам;
- установление комфортного контакта с внешним миром.