Понятие социального управления
Социальное управление – это один из типов управления, процесс воздействия на общество и социальные группы, на отдельных индивидов, с целью упорядочить их деятельность, повысить уровень организованности социальной системы.
Социальное управление базируется на подчинении людей общим интересам. Иногда это не требует какого-либо официального вмешательства, и местные власти даже могут ничего об этом не знать. То есть самоуправление может помогать официальным властям решать социальные проблемы, например, проблему загрязнения окружающей среды.
Типы социального управления
Управление предполагает оказание некоего влияния на людей, которое заставляет их действовать во имя общих интересов. Такое воздействие может быть разного характера. В этой связи речь может идти о разных стилях управления.
Так, управление может быть сознательными или бессознательным, то есть автоматическим. Последнее характерно тому периоду социальной истории, когда человек был недостаточно разумным для осознания собственного «я».
Воздействие на людей может быть легитимны и нелегитимным, в связи с чем можно говорить о легитимном (президент, правительство) и нелегитимном (неформальный лидер) управлении.
Социальное управление применяют чтобы:
- обеспечить устойчивое развитие социальных организаций;
- выпускать определенную продукцию;
- получать высокую прибыль;
- предотвращать или ликвидировать социальные конфликты;
- повышать уровень жизни людей;
- снижать заболеваемость и смертность населения;
- решать глобальные проблемы человечества.
Управление может различаться на основании ясности границ его объекта управления: управление социальными объектами с четкими границами и объектами с нечеткими границами.
По типам социальных сфер, которые охвачены управлением, оно может быть политическим, экономическим, военным и пр.
В зависимости от уровня управления оно бывает: государственным, территориальным, муниципальным, управлением предприятий и учреждений.
По продолжительности выделяют оперативное и стратегическое управление.
По характеру воздействия на социальный объект выделяют явное и скрытое, прямое и косвенное управление.
Методы управления
Методы управления – это особые способы и средства непосредственного влияния на людей и социальные субъекты, которые входят в состав объекта управления, и заставляют их поступать или вести себя определенным образом.
В наше время наиболее распространены следующие методы управления:
- административные,
- законодательные,
- экономические,
- мотивационные,
- социально-психологические.
Административные базируются на дисциплине, строгой субординации и регламентации деятельности, характерных формальным организациям. Формы выражения данных методов – приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, имеющих обязательный характер для нижестоящих. При таком методе управления должны быть четко определены права, обязанности и ответственность каждого руководителя и подчиненного, закрепленные должностными инструкциями.
Законодательные методы базируются не на директивном, а на законодательном влиянии на людей и социальные субъекты посредством правовых норм. При этом административные методы – локальные, а законодательные могут быть распространены на территорию всей страны.
Экономические методы влияют на материальные интересы людей и социальных субъектов. При этом каждый уровень управления использует свои методы воздействия. Например, индивидуальный предполагает использование разных систем оплаты труда, премирование, возможность использовать общественные фонды и т.д. На государственном уровне такими методами являются регулирование предпринимательской деятельности через владение контрольным пакетом акций, размещение и строительство предприятий, антимонопольный контроль и т.д.
Методы мотивации работают на индивидуальном уровне и базируются на использовании разного рода стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, которая побуждает людей добиваться высоких результатов в своей работе.
Мотивация основывается на потребностях работников, которые в соответствии с теорией Маслоу делятся на:
- физиологические потребности – необходимы, чтобы выжить – еда, вода, жилье;
- потребности в безопасности – защита от разного рода опасностей, исходящих из окружающего мира;
- социальные потребности – принадлежность к той или иной социальной группе, полезность для нее, взаимность и поддержка;
- потребности в уважении, предполагающие личные достижения, компетентность, общественное признание;
- потребности в самовыражении – реализация своих потенциальных возможностей и личностный рост.
Указанными потребностями образуется иерархическая структура, демонстрирующая, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня, сначала нужно удовлетворить низменные.
Если руководитель в курсе потребностей своих подчиненных, то может использовать иерархию потребностей, чтобы использовать индивидуальную мотивацию, ориентируясь на потребности более высокой ступени.
Социально-психологические методы базируются на моральном воздействии коллектива на своих членов. Каждый человек чувствует влияние на только своего начальства и официального свода законов, но и неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, которые тайно действуют в любом коллективе. Методы должны формировать новые духовные ценности или укрепление старых. Они состоят из воспитательных мер, средств морального поощрения и взыскания, учета психологических особенностей характера и индивидуальных человеческих потребностей. Руководителям необходимо не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных, мотивировать их особым образом, но и уметь формировать и поддерживать в них определенных образ организации с ее целями и задачами, с которыми коллективу необходимо успешно справляться.