Религия как элемент социальной системы
Религия – система верований, религиозных ритуалов, специфической деятельности индивидов, групп и общностей, предопределенных верой в существование божественного, священного и сверхъестественного и реализуемых в определенных социальных ролях, статусах, нормах, предписаниях, обычаях, социальных позициях и стандартах поведения.
Социология религии – это социальная теория, рассматривающая происхождение, социальное содержание религии, функции религии, ее роль и место в жизни общества, изменения в религиозном сознании и динамику религиозности, трансформации в деятельности религиозных организаций и верующих.
Религия в социологии рассматривается в качестве:
- важнейшей стороны культуры, которая является специфической формой жизнедеятельности, протекающей в системе духовных и материальных ценностей, социальных традиций и норм, в совокупности отношений человека к себе, обществу, природе;
- социального института, играющего значительную роль в процессе конструирования и воспроизведения социальной реальности, выступающего эффективным способом поддержания социального порядка;
- определенной формы религиозного ритуала и богопочитания, принимающегося определенной социальной группой как единственно правильное, нормальное и естественное, в результате чего любая другая религия воспринимается как псевдорелигия.
Социология религии изучает человеческую, земную, естественную основу религии.
Структура социологии религии
В структуру социологии религии входят: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность и религиозные организации.
Религиозное сознание, как форма общественного сознания, существует в виде религиозной психологии и религиозной идеологии.
Религиозная психология – специфический синтез религиозных образов, чувств, представлений и настроений.
Религиозная идеология – совокупность различных религиозных верований, трактующих природу и смысл жизни человека, общество, окружающую природу, сверхъестественные, считающиеся священными, силы.
Религиозные отношения – отношения, которые формируются в процессе культовых действий между людьми. Они основываются на вере в существование особых взаимоотношений между верующими Богом, на возможностях божественного вмешательства в жизнь человека, природные и социальные процессы. В религиозном культе объективируется вера в возможность «иллюзорно-практических» отношений.
Религиозная деятельность – практически-духовное постижение и освоение действительности, состоит из культовой и внекультовой деятельности.
Культовая деятельность характеризуется всем разнообразием религиозно-магических представлений и действий, включающими: религиозные ритуалы, обряды, таинства, богослужения, молитвы, посты, мистерии, жертвоприношения и иные средства, направленные на установление связи с высшими силами для получения того или иного результата.
Внекультовая религиозная деятельность включает духовную и практическую стороны. Духовная внекультовая деятельность проявляется в создании религиозных идей, интерпретации и систематизации вероучений, теоретических изысканий, сочинений богословов, благоприятствующих защите религии и ее развитию.
Практическая внекультовая деятельность включает: деятельность религиозных соборов, миссионеров, пропаганду религиозного мировоззрения, преподавание в религиозных заведениях, любую практическую деятельность по внедрению и защите религии в социуме.
Религиозные организации – объединения верующих одного вероисповедания (церкви, общины, секты, деноминации и т.д.).
Классификация религий в социальной системе
В социологии религии выделяют следующие группы религий:
- родоплеменные древние примитивные верования, возникшие в глубокой древности и сохранившиеся в сознании людей по настоящее время; от них берут начало разные суеверия, такие верования не могут образовать целостного мировоззрения;
- национально-государственные религии, составляющие основу религиозных верований отдельных наций и народов (иудаизм у евреев, индуизм в Индии);
- мировые религии, имеющие последователей во всем мире (христианство, ислам, буддизм);
- нетрадиционные религиозные культы и движения (Дети Бога, Новое Поколение, Церковь единения и др.).
Функции религии как элемента социальной системы
Религия как часть социальная система выполняет несколько основных функций:
- Мировоззренческая функция. Объясняет природу, сущность окружающего мира, место в нем человека, определяет мирочувствование и самочувствование человека, реализуется во взаимоотношениях и поведении верующих, а также в структуре религиозных организаций.
- Коммуникативная функция. Религия – средство общения людей, реализующееся в основном в культовой деятельности (общественная молитва, участия в таинствах, богослужения в храме и молитвенном доме).
- Иллюзорно-компенсаторная функция. Иллюзорно религия компенсирует практическое бессилие человека, его неспособность управлять разнообразными отношениями в жизни, сознательно противостоять различным социальным и природным процессам.
- Регулятивная функция. Регуляторами поведения верующих выступают: религиозные взгляды и идеи, ценностные установки и представления, религиозные объединения, культовая деятельность, стереотипы поведения. Религия, выступая основой социально санкционированных способов поведения и являясь нормативной системой, упорядочивает стремления людей, их помыслы и деятельность.
- Интегрирующая функция. Религия является фактором интеграции общества, отдельных групп индивидов, поддерживающего и укрепляющего существующую систему социальных отношений. Регламентируя деятельность и поведение человека, объединяя чувства, мысли, стремления людей, направляя усилия отдельных социальных институтов и групп, религия стабилизирует общество.
Появление и функционирование религии связано с потребностью человека жить в гармонии и равновесии с окружающим миром. Религия способствует развитию у человека чувства уверенности и независимости. Религия обосновывает приоритет духовного над социальными, культурными и другими ценностями.