Проблематика электронного рабства
Современный мир активно вступил в фазу глобализации, и она обусловила появление множества проблем, с которыми теперь сталкивается человеческое общество. До определенного времени мы упоминали о следующих аспектах глобализации, которые затрагивают различные сферы человеческой жизни:
- Информационно-технологический аспект;
- Финансово-экономический аспект;
- Социальный аспект;
- Культурный аспект;
- Политический аспект.
В случае, если человек верно обращается с их ресурсами, то они оказывают положительное влияние на естественный интеграционный процесс, в котором мы нуждаемся для сотрудничества с другими государствами и сообществами при условии сохранения своей идентификации. Но все же, учеными, как правило, умалчивается о реальной цели идеологии глобализации: создать такое общество, которым будет проще всего управлять при помощи современных информационных технологий. Общество, которое поддается контролю, реже вступает в противоречия с руководством, им легко манипулировать и навязывать свои идеи и интересы.
Сегодня практически во всех странах осуществляется одна и та же работа в отношении граждан: производится сбор персональных данных, создаются унифицированные карты, а также информационные базы, в которых содержатся абсолютно любые сведения о каждом человеке. Таким образом, гораздо проще контролировать людей, осуществлять их поиск в случае необходимости, наделять полномочиями или наоборот лишать их в случае ослушания или нарушения единых правил и социальных норм.
Для того, чтобы пройти цифровую идентификацию человеку необходимо лишаться анонимности и отдать всю личную информацию в руки правительствам. Так и возникает электронное рабство.
Мы пришли к тому, что в современном мире наличие цифровой личности является абсолютной нормой. Даже такие консервативные структуры, как национальные правительственные организации, вынуждены отказаться от своих привычных правил и присоединиться к тренду цифровой идентификации.
Некоторые страны, такие, как Эстония и Япония, а также Индия предпринимают попытки внедрения цифровых ID для граждан своих стран. Такие карты позволят избавиться от большого количества документов (отдельно от паспорта, от полиса медицинского страхования, водительских прав) и соединят в себе всю информацию о личности:
- ее положении,
- месте проживания,
- наличии страховок или дополнительных возможностей (вождение автомобиля, пропуск на секретные объекты).
Идентификационный номер присваивается гражданину на основании его биометрических и демографических данных. Каждый номер абсолютно уникален, что приведет к структурации граждан, отсутствию путаницы в некоторых государственных органах и структурах.
Польза и вред цифровой идентификации
Тем не менее, говоря о цифровой идентификации и создании такой системы, следует упоминать не только о положительных моментах, но также и о рисках. Например, один из примеров доказывает, что стремление к цифровизации может привести к настоящей катастрофе: в начале 2017 года Индийский Центр по изучению Интернет-пространства предупредил о том, что из государственной базы произошла глобальная утечка личных данных граждан. Так, в сеть утекли почти 135 миллионов номеров AADHAAR. Эта база, к слову, считалась и по сей день считается крупнейшей базой данных, содержащей биометрические показатели со всего мира. Она содержит данные более миллиарда человек, которые являются гражданами многих государств, не только Индии.
С одной стороны, подобная цифровая идентификация вполне естественна в условиях развития цифровой экономики и цифровой юрисдикции. Вместе с тем, сейчас на просторах интернета очень активно обсуждают развивающийся рынок приватной информации. На нем собраны все компрометирующие данные, которые могут быть проданы за определенную сумму любому, кто предложит хорошие деньги. По оценке журнала Forbes, рынок скомпрометированных данных вырастет в самую настоящую глобальную индустрию уже к 2019 году. Ее стоимость составит более 2 триллионов долларов США.
Еще один способ электронного рабства – создание криптовалютного рынка. Он стал настолько глобальным, что его практически невозможно контролировать. Сталкиваясь с такой проблемой, правительства разных стран прибегают к единственно возможной и эффективной мере воздействия: они стремятся взять под контроль все точки входа и выхода денег из криптовалютного пространства. Таким образом, правительства хотят контролировать все биржи и сервисы обмена, а также банковские счета. Каждая организация владеет большими объемами данных о своих клиентах, и доступ к ним со стороны правительства делает клиентов абсолютно беспомощными и незащищенными. Это в целом противоречит политике приватности, но только так можно контролировать криптовалютные потоки и дополнительные расходы владельцев счетов со всего мира.
Тем не менее, исследователи отмечают, что в цифровой юрисдикции совсем скоро повсеместно появятся цифровые идентификаторы. Причем, будут созданы идентификаторы и для частных лиц, и для юридических, и у них есть свои плюсы и минусы. Из их плюсов – создание глобальной базы данных, которая будет защищена от полной потери данных, а специалисты позаботятся о том, чтобы данные постоянно обновлялись и соответствовали реальным показателям. Но есть один минус – в случае утечки данных их будет очень сложно засекретить. Воспользоваться данными сможет любой желающий, что лишит приватности и безопасности реальных владельцев данных. Это может привести к увеличению преступности, а также к тому, что люди перестанут доверять электронным базам данных. К тому же, наличие всей информации в одном месте упрощает процедуру ее подмены, подтасовки данных. Это приводит к реальному электронному рабству, когда команда людей сможет решать судьбы миллиардов со всего мира, управлять ими, их счетами. Поэтому, говоря об электронном рабстве, исследователи не всегда подразумевают ту зависимость от интернет-ресурсов и СМИ, о которой мы так привыкли говорить.