Массовое общество: что это?
Массовое общество – это особый термин, который был введен для интерпретации феномена стремительного возрастания в 20 веке роли народных масс в жизни общества.
Некоторые исследователи достаточно негативно и критично относятся к обществу масс, и даже считают его патологией и «инверсией прогресса». Но все же оно по сей день представляет особый интерес у исследователей в области социологии, политологии, психологии и иных наук, которые изучают поведение человека в каких-либо особых условиях.
Данная теория сложилась во второй половине 20 века. Особый вклад в ее разработку был внесен такими исследователями, как Г. Лебон, Х. Ортега-и-Гассет и Э. Фромм. Несмотря на активные разработки, данные авторы также достаточно пессимистично описывали социальные преобразования, которые были вызваны модернизацией и привели к появлению массового общества.
По сути, связи между людьми, которые активно развивались и устанавливались в течение продолжительного времени, были разрушены в связи с такими явлениями, как:
- урбанизация,
- рост массовых коммуникаций и их роли в жизни человека,
- демократизация политики.
Человек теперь – не уникальное существо, а усредненное в соответствии с принятыми для всех стандартами; у него отсутствует индивидуальность и уникальный подход к познанию и пониманию окружающего мира. Поэтому человеком стало легче манипулировать, навязывать ему чужие интересы и волю, выдавая за действительно желаемые.
Признаки массового общества
Один из признаков массового общества – это наличие «массы». В психологии это понятие означает группу людей, которые хаотично объединились, не имея при этом конкретной цели или представления о том, зачем они совершают ту или иную деятельность.
Но авторы рассматривают признаки массового общества и в другом контексте.
Во-первых, это наличие стандартизации потребностей, которые переносятся как на материальные, так и на культурные блага. Это означает, что человек не имеет особых высших целей в своей жизни, поскольку, смотря на окружающих, понимает, что те также живут только для того, чтобы удовлетворить свои базовые (естественные потребности). Иногда человеку достаточно быть одетым и сытым, чтобы испытывать положительные эмоции, что говорит о его не мотивированности и не заинтересованности в улучшении условий собственной жизни.
Во-вторых, функционализация деятельности человека. Это значит, что человек выполняет строго регламентированную деятельность и не выходит за ее рамки. Это очень хорошо просматривается на трудовых предприятиях, где каждый исполняет только те обязанности, которые были ему назначены перед принятием на работу. В данном случае человек также не развивается, не повышает свой уровень знаний и умений, не стремится найти новое занятие или освоить новые виды деятельности.
В-третьих, еще одним признаком массового общества является усиление конформистского отношения к действительности. В таком случае человек будет иметь некритическое отношение к жизни, его будут устраивать самые примитивные условия существования, которые будут предназначены и для других членов массового общества.
В качестве иных признаков массового общества исследователи выделяют снижение роли первичных малых групп социума, обюрокрачивание вторичных и более крупных социальных групп, усиление социально-духовной энтропии. Общество массы, таким образом, превратится в бездушную, не заинтересованную и равнодушную толпу, человек будет отчужден от окружающей его действительности и актуальных проблем, произойдет отказ от подлинных культурных ценностей.
Ценности массового общества
Важную роль в массовом обществе играют средства массовой коммуникации. Вторая половина 20 века характеризуется стремительным развитием технологий, который на сегодняшний день вышли на качественно новый уровень.
Коммуникация – это знаковое и символьное взаимодействие между людьми, которое несет в себе конкретную смысловую нагрузку. Безусловно, сегодня мы не можем представить нашу жизнь без средств коммуникации, но мы даже не догадываемся, что помимо плюсов они обладают и минусами. Например, это отсутствие живого человеческого общения, обмен информацией происходит благодаря технологиям, и многие из нас уже давно отказались от прелестей межличностной коммуникации.
Еще одна ценность массового общества – стандарт. Люди одинаково одеваются, им подается идентичная информация, которая представлена в достаточно упрощенном и даже примитивном виде. Учитывая то, что современное массовое общество – это еще и общество потребления, то увеличивается число идентичных товаров и услуг. Таким образом массовое общество выходит на качественно и количественно новый уровень – общество массового потребления. Массовая культура, которая правит в обществе масс, создает и транслирует новые ценности и стандарты, формирует мировоззрение человека, программирует его на определенную деятельность.
Массовый человек, таким образом, оказывается в прямом смысле этого слова усредненным. Его потребности достаточно непритязательны, человек не стремится к высоким свершениям, а также у него отсутствует жизненные проект (цель на будущее, видение себя через определенный промежуток времени). Такое некритичное отношение к реальности, к ситуации, которая сложилась в обществе и культурной сфере вызывает конформизм, аполитичность и апатичность. Человек массы понимает, что за него уже приняли все важные решения, и что он может не думать о том, что ждет его в будущем, потому что мало что изменится. При этом человек не осознает, что жизнь в состоянии стагнации приведет лишь к постепенному регрессу. Непонимание также состоит и в том, что нет отчета в необходимых усилиях, которые будут оказывать влияние на функционирование общественных институтов демократического общества. Элита массового общества – это самодовольные люди, у которых отсутствует чувство долга, ответственности за собственные свершения.