Методы исследования социального статуса
Для измерения и описания социальных статусов разработано множество методов. Они позволяют соотнести зависимые переменные потребительского поведения с независимыми переменными социального класса.
Методы исследования социального класса в зависимости от характера участия в них исследователя и исследуемых делят на:
- объективные – основаны на количественно измеримых объективных переменных социально-экономического статуса (доход, образование, род занятия);
- субъективные – основаны на субъективном восприятии респондентами самих себя или других людей;
- интерпретационные – основан на изучении общества в качестве определенного «текста» с использованием автобиографий, новелл, статей в прессе и Интернете, путем мониторинга средств массовой информации и т.д.
Для исследований социального статуса наиболее часто используемыми параметрами являются:
- образование,
- доход,
- род занятия,
- собственность,
- тип и размер местожительства,
- организационная принадлежность.
Наибольшее значение эти показатели имеют в обществах, основанных на политической и экономической демократии. В обществах с родовой ступенью общественного развития, где наследуемый социальный статус традиционен, повышается значение показателя происхождения.
В настоящее время выделяют два основных подходы в измерении социального статуса:
- однокритериальный показатель статуса, основанный на одном измерении;
- мультикритериальный показатель статуса, основанный на комбинации нескольких измерений.
Социальный статус – не статичная характеристика. Месте с изменениями социальной среды меняется социальная структура общества.
Социальный статус в обществах с высокой социальной мобильностью может резко меняться в одном поколении.
Не существует универсального измерителя социального статуса. Поэтому для решения конкретной проблемы важен выбор наилучшего измерения статуса.
Исследование интеллектуально ориентированных видов деятельности, вкусов должно учитывать, как наиболее важное измерение – образование. Для исследований, сосредоточенных на проведении досуга, наиболее верным измерением выступает образование.
Однокритериальные показатели социального статуса
Однокритериальные показатели рассматривают социальный статус, опираясь только на одно измерение. Общий статус индивидуума на практике определяется несколькими измерениями. Поэтому в предвидении индивидуальной позиции в обществе однокритериальные показатели менее точные, чем мультикритериальные.
Общие однокритериальные показатели:
- Образование. Является путем для социальной мобильности вверх, прямой измеритель социального статуса. Используется как компонент в некоторых мультикритериальных показателях.
- Занятие. Показатель рода занятости позволяет идентифицировать и оценить индивида, его жизненный стиль. Люди одной группы занятости обладают схожим доступом к средствам формирования жизненного стиля, имеют общие характеры досуга, власти, знания, финансовой независимости. Уровень образования коррелирует и с занятостью, и с доходом.
- Доход. Применяется в качестве показателя социального статуса и потребительской способности.
Многокритериальные показатели социального статуса
Многокритериальные показатели создаются на основе интегрирования оценок по однокритериальным показателям, совмещают несколько индикаторов социального статуса.
К мультикритериальным показателям относятся:
- Показатель социальной позиции, включающий оценку занятости и образования и допускающий компенсацию низкого значения одного показателя высоким значением другого. Отображает «механику» количественной идентификации социального статуса.
- Показатель характеристик статуса Warner основан на следующих социально-экономических факторах: занятие, район проживания, тип дома, источник дохода. Каждому фактору соответствуют категории, имеющие свой вес.
- Показатель статуса Coleman. Применим для семей, где работает только один супруг.