Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь социометрического статуса ребенка дошкольника с личностными особенностями

Определение 1

Социометрический статус – это определенное положение, которое занимает человек (в данном случае ребенок) в системе межличностных отношений. Статус характерен для конкретной малой социальной группы.

Понятие социометрического статуса

Социометрический статус определяется посредством измерения степени признания личности, которая выступает в качестве объекта исследования попарно с другими участниками группы. Измерение осуществляют в значимых ситуациях, когда происходит взаимодействие между членами группы.

В любой группе могут проявиться предпочтения и отвержения. Соответствующие сочетания межличностных ролей могут развиваться из реакций отдельных личностей друг на друга. Чем в большей степени человек способен сосредоточить на себе связи в группе, тем будет выше его социометрический статус, который включает авторитет и ролевые возможности группового управления.

Таким образом, социометрический статус можно считать показателем социально-психологических свойств личности. Он учитывает психологические отношения ребенка и группы. Показатель указывает как на положительную, так и на негативную позицию в группе. По этой причине его предельная величина может быть больше нуля или меньше.

Положительным социометрическим статусом характеризуется лидерская позиция участника группы. Лидеры представлены людьми, которые способны в большей степени влиять на окружающих. Они занимают ведущее положение в коммуникационной структуре группы, а осуществляемые ими инициативы считаются более эффективными, чем инициативы прочих членов. Лидеры, как правило, играют самую важную роль в процессе выбора направления движения группы. Они сохраняют ее традиции и обычаи, вселяя в других уверенность в достижении цели, стоящей перед ними.

Социометрический статус негативного характера отражает дезорганизующие тенденции п поведения члена группы.

Самым простым способом определить социометрический статус является процедура тайного голосования. Оно проводится в отношении того или иного кандидата при выборе по конкурсу.

«Взаимосвязь социометрического статуса ребенка дошкольника с личностными особенностями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вопрос о статусе, занимаемом ребенком в системе межличностных отношений, а также о факторах, которые его определяют, исследовали российскими и зарубежными психологами. Например, в работе Walker было произведено исследование поведения детей в возрасте 4 — 5 лет (примерно 200 человек). В исследовании Braza было показано, что в рамках социальных взаимоотношений детей максимальное различие способны давать 2 показателя:

  • Показатель лидерства;
  • Готовность следовать за лидером (ведомость).

Формирование социометрического статуса дошкольника, его влияние на адаптацию в группе сверстников

Социометрический статус — это базовый фактор, с помощью которого определяется положение личности в пределах подсистемы личных отношений. Его характеризуют уровнем эмоционального предпочтения этого человека по сравнению с оставшимися участниками группы. Определяющую роль здесь играет взаимосвязь между межличностными установками индивида. Третий элемент в структуре позиции личности в рамках личных отношений представлен осознанием (переживанием) собственных взаимоотношений.

Измерение социометрического статуса дошкольника происходит с помощью показателя избранности в группе. Чем больше лиц выбирают этого ребенка, тем более высоким будет считаться его социометрический статус. Соотношение между количеством членов группы, которые получили различное число выборов, можно квалифицировать в качестве статусной структуры личных взаимоотношений.

Социометрический статус представляет собой элемент подструктуры личных взаимоотношений, при этом его уровни способны описывать положение члена группы в пределах определенной подсистемы. Личность часто обладает иным положением в других групповых подструктурах.

Характерная особенность статусной структуры личных взаимоотношений представлена неравномерным количественным составом статусных категорий, относительной инвариативностью соотношений данных категорий. Неравномерность количества участников группы с разным статусом относится к неравномерному распределению социометрических выборов внутри самих групп.

Личностные особенности характеризуют наличие (отсутствие) взаимности. Она заключается в следующих показателях:

  • В числе взаимных выборов из общего количества выборов, сделанных индивидом;
  • В очередности взаимного выбора;
  • В постоянстве взаимности и др.

С помощью группового аспекта отражается общее выражение взаимности, которое зафиксировано в группе. Он является базовым параметром, измеряющим состояние межличностных отношений. Принято рассматривать несколько структурных единиц в детской (дошкольной) группе:

  1. Поведенческая структура (рассматривается общение, взаимодействие в совместных действиях, поведение участников, которое направлено в адрес другого);
  2. Эмоциональная структура (рассматривает межличностное взаимодействие и включает личностные, деловые, и оценочные отношения);
  3. Когнитивная структура (раскрывает восприятие и понимание детьми друг друга, в качестве результата здесь выступают взаимные оценки и самооценка).

Исследование взаимосвязи социометрического статуса и личностных качеств

Т. А. Репина отмечала, что в детских группах при существовании относительно длительных привязанностей необходимо рассматривать ситуативность отношений. Дети могут не заметить отсутствие одного из группы, часто забывая о его существовании. Говорить о наличии более значимых связей можно обычно в отношении сверстников своего пола. С ними, как правило, более всего происходит взаимодействие.

На популярность дошкольников могут влиять также игровые способности, включающие характер социальной активности и инициативность в сюжетных и ролевых играх.

Исследования Мухиной В. С., Репиной Т. А., Рояк А. А. показали, что положение детей в ролевых играх не всегда одинаково. Личные способности выступают здесь таким образом, что одни дети играют роль ведущих, а другие — роль ведомых.

Предпочтение детей, как и их популярность в группе, будет в большей степени зависеть от их способности придумать и организовывать совместную игру. Т.А. Репина заявила о положении ребенка в группе, которое изучалось в рамках успешности ребенка в конструктивной деятельности. Она показала, что рост успешности в данной деятельности ведет к росту количества положительных форм взаимодействия, повышая статус ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot