Бизнес и социальная сфера
Разрешение социальных вопросов входит в сферу деятельности экономических и политических институтов, которые должны обладать устойчивостью и стать важнейшей частью стратегий социально-экономического развития государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Финансовой основой разрешения актуальных проблем по-прежнему остаются обязательные страховые взносы, производимые работодателями.
Таким образом, когда мы говорим о роли бизнеса в финансовом обеспечении государственного социального страхования в социальной политике, то мы обращаем внимание на то, что она весьма существенна и продолжает постепенно возрастать.
Однако роль бизнеса не ограничивается лишь выплатами обязательных налоговых взносов. Для Российской Федерации на современном уровне развития характерен рост социальных расходов, которые производятся крупными корпорациями и предприятиями. Также происходят следующие трансформационные процессы:
- Формируется большое количество благотворительных организаций и фондов;
- Публикуются отчеты компаний, где продемонстрировала социальная деятельность;
- Расширяется роль корпоративных социальных программ, которые направлены на социальное обеспечение и обслуживание граждан.
Также исследователи в данной области выделяют несколько факторов, которые оказывают активное и сильное влияние на формирование социального страхования и его постепенное развитие:
- Во-первых, это стремление компании к собственному развитию, которое возможно лишь при условии формирования успешного диалога с обществом, понимании потребностей и интересов населения, его спроса.
- Во-вторых, компании сегодня стремятся соответствовать не только внутренним, но также и мировым стандартам. Это необходимо для того, чтобы осуществить выход на мировой бизнес-рынок и заявить о себе не только как об успешной организации, но также как о социально ответственной компании.
- В-третьих, несмотря на то, что бизнес сегодня автономен, он по-прежнему испытывает сильнейшее влияние со стороны государства, о чем нельзя забывать, и что следует учитывать при выстраивании социальной деятельности в области социального страхования и обеспечения.
В современных условиях рыночной экономики очень важно поведение предпринимателя и бизнесмена, который вкладывает свои средства в благотворительность в соответствии с социальными нормами. Это вполне разумно и рационально. Современные условия, в которых бизнес реализует свои прямые обязанности и функции, оказывают влияние на успешность и прибыльность предприятия. Доверие к организации, ее социальная репутация, и деятельность в социальной политике и социальной сфере – один из путей укрепления своего авторитета в глазах населения.
Специфика роли бизнеса в социальной политики государства
Крупные предприниматели сегодня осознают, что их деятельность должна оказывать влияние на многие сферы жизни человека. Товары и услуги производятся для того, чтобы удовлетворять потребности граждан, но получение из этого прибыли вовсе не означает полноправный успех корпорации в экономической и социальной сферах. Некоторые бизнесмены производят товары и услуги для отдельных категорий населения, которые сегодня признаны особо нуждающимися и находящимися в зоне риска.
Одна из таких категорий – дети-сироты, многодетные семьи, пенсионеры и инвалиды. Сегодня со стороны бизнес-структур им предоставляются возможности быть обеспеченными одеждой, едой, а также медикаментами. Детские дома и благотворительные организации работают в содействии с бизнес-структурами, и те оказывают им всевозможную помощь – как материальную, так и не материальную. Организации и компании становятся спонсорами мероприятий, принимают участие в организации досуговой и обучающей деятельности. Они делают все возможное для того, чтобы внести свой вклад в социальное благополучие.
Делается это из разных мотивов. Некоторые бизнес-организации стремятся усилить уровень своей социальной ответственности, поэтому значительное количество средств уходит на организацию досуга, постройку спортивных и развлекательных объектов, на организацию детских мероприятий, обеспечение некоторых категорий граждан одеждой, едой, иными материалами для удовлетворения первичных потребностей.
Другие же осознают, что участие их бизнеса в социальной политике может благоприятно сказаться на имидже организации: репутация будет улучшена, так как люди заметят стремление бизнесменов принимать участие в улучшении социальных и материальных условий граждан. Конечно, это обоюдная выгода: люди получают необходимую помощь и поддержку, а бизнесмены улучшают имидж своих организаций. Делается это и для того, чтобы в целом усилить доверие населения к таким экономически развитым структурам и доказать, что крупные корпорации готовы делиться, готовы брать на себя ответственность за разрешение социальных противоречий в данной социальной сфере.
Бизнес играет важную роль и в политической жизни страны, и оказывает влияние на ее культурную и духовную сферу. Нельзя сказать, что это влияние всегда положительное. Некоторые предприниматели таким образом пытаются удовлетворить свои собственные потребности, а их услуги не всегда носят характер благодетели. Многие просто стремятся подкупить людей некачественными товарами или услугами, а бывали случаи, когда все предоставляемые блага требовали вернуть, если бизнесмены не получали должной и ожидаемой реакции со стороны жителей.
Таким образом, сегодня вклад бизнеса в социальную политику достаточно противоречивый: с одной стороны, он действительно позволяет государству облегчить ее осуществление, беря на себя некоторую ответственность за благополучие определенных категорий граждан и в целом за благополучие всех жителей страны. Но, с другой стороны, интенции бизнесменов не всегда отличаются благородством, поэтому следует контролировать эту структуру в рамках осуществления социальной политики и реализации ее ключевых мер.