Основные направления современной западной социологии
Западная социология на современном этапе развития рассматривается с точки зрения нескольких направлений и моделей. Среди них следует отметить неомарксистское направление, неопозитивистское направление и понимающую социологию.
Неомарксистское направление относится к Франкфуртской школе и радикально-критической социологии Соединенных Штатов Америки, неопозитивистское направление относится к школе структурализма и структурного функционализма, понимающая социология относится к этнометодологии, символическому интеракционизму, феноменологической социологии.
На современном этапе развития западная социология является чрезвычайно сложным и противоречивым образованием, которое представлено различными школами и течениями. Основным их отличием является теоретическая направленность, политическая ориентация исследований, время их возникновения и историческая судьба их возникновения и развития.
На протяжении всего процесса развития западной социологии осуществлялось множество попыток к систематизации имеющихся социологических идей. Одной из наиболее эффективных и структурированных классификаций современных социологических направления является классификация шведского социолога П. Монсона, который выделил четыре основных подхода к решению вопросов о существовании взаимосвязей личности и общества в западной социологии.
ХОсновные положения первого подхода по Монсону
Первым подходом к анализу процесса взаимодействия личности и общества и вытекающая из его идей социологическая мысль является характеристика развития приматов общества по отношению к отдельным индивидам. Данный подход основное свое внимание уделяет изучению существующих закономерностей «высшего» порядка, при этом оставляя в тени сферу субъективных мотивов смыслов.
При следовании подобным идеям общество представляется как возвышающаяся над индивидами система, которая совершенно не зависит от их мыслей, идей и действий. Человек при таком развитии общественного строя лишен собственной ценности и выступает в роли простого кирпичика. Люди приходят в общество – рождаются и умирают, при этом, не оказывая никакого влияния на процесс существования общества в целом. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей.
Данное направление мысли берет свое начало в социологических концепциях Эмиля Дюркгейма в его трудах «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893) и «Правила социологического метода» (1895). Также к данному направлению относят исследования Огюста Конта и Генри Спенсера.
На современном этапе развития западной социологии к данному направлению относят идеи школы структурно-функционального анализа и ее идейных представителей Г. Парсонса, Л. Козера и Р. Дарендорфа.
Основные положения второго подхода
В отличие от первого, второй подход к исследованию процесса взаимодействия индивида и общества заключается в смещении центра внимания на личность как субъект развития общества в целом.
Приверженцы данного подхода в своих исследованиях утверждают, что без внимательнейшего изучения внутреннего мира человека, мотивов его деятельности, которые являются движущей силой его развития, смыслов жизни, практически невозможно создание объяснительной социологической теории.
Данное направление мысли берет свое начало в социологических концепциях Макса Вебера. На современном этапе развития западной социологии в данном направлении его представителями являются исследователи символического интеракционизма.
Основные положения третьего подхода
Для третьего подхода характерно сосредоточение на процессе изучения механизмов и процессов взаимодействия индивида и общества, находясь как бы посередине первых двух направлений. Исследователи, придерживающиеся данного направления, отводят индивиду, как структурной единице общества и обществу в целом собственные функциональные возможности. При этом процесс взаимодействия происходит только в том случае, если он является специально организованными и отвечает либо целям индивида, либо целям общества.
Одним из основателей этого направления считается П. Сорокин в его ранних исследованиях, а одной из современных социологических концепций, придерживающейся идей данного направления – теория действия или теория обмена, автором которой является Дж. Хоманс.
Основные положения марксистского подхода
Для данного направления характерна схожесть с идеями самого первого направления развития социологической мысли по отношению к идеям взаимодействия личности и общества. Однако следует отметить, что существует принципиальное отличие, которое заключается в идее о том, что в марксистских традициях предполагается необходимость активного вмешательства социологии в процессы преобразования и изменения окружающего мира. А вот первые три направления отводят социологии роль рекомендательной науки.
Таким образом, на современном этапе развития западной социологии как науки, основной ее характеристикой является существование разрыва как между макро- и микросоциологией, так и между теоретическими исследованиям и конкретным практическим материалом, полученным в ходе социологических исследований.
При этом необходимо отметить, что и в самой теоретической западной социологии сформированы две тенденции.
С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма в социологических идеях исследователей, которое проявляется в активном процессе дифференциации социологии, появлении в ней все большого количества ярко выраженных доминирующих направлений и течений. С другой стороны становится все более заметным стремление ученых к преодолению данного процесса дифференциации с помощью проведения единой теоретико-методологической линии в исследованиях.