Сущность понятия «одномерный человек»
«Одномерный человек» - это образ личности, которая живет в обществе с единственным измерением и руководствуется простейшей плоской философией. Общество, в котором критику парализует тотальный контроль, становится обществом без оппозиции.
Автор идейно-типично модели одномерного человека – немецкий и американский философ еврейского происхождения – Герберт Маркузе – представитель Франкфуртской школы социологии, разработавший ее вместе с Т. Адоро и М. Хоркхаймером.
Маркузе был членом социал-демократической партии Германии с 1917 года, но покинул ее в 20х годах после убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В 1934 г. он эмигрировал в США, работал в Гарварде, а позже в Колумбийском университете, в 1954 году стал профессором Брандейского университета, а в 1965 г. – Калифорнийского.
Формирование его взглядов в области философии и социологии протекало под воздействием Г. Гегеля, К. Маркса, З. Фрейда, а также его учителя – Мартина Хайдеггера. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли представители национал-социалистической партии, Маркузе и другие участники Франкфуртской школы социальных наук, переехал в Швейцарию, а потом в США. С 30х годов, эмигрировав в США, начал разрабатывать «критическую теорию», посвященную критическому переосмыслению современного индустриального общества и роли личности в обществе такого типа. В результате была разработана "Критическая теория общества» Франкфуртской школы. Труд «Одномерный человек» - идейное продолжение этой работы. Впервые он был опубликован в США в 1964 году, позже был издан в Германии.
Герберт Маркузе был одним из наиболее ярких и авторитетных левых философов. Его работы пользовались огромной популярностью у представителей студенческого протестного движения в 60-х годах. Как отмечал М. Фрай, представители левого движения 60-х годов называли его работу просто «Книга», проводя тем самым аналогию с Кораном или Библией. Такая внезапная популярность считалась феноменальной и даже странной, так как «Одномерный человек» - не новая попытка критического анализа современного общества.
Большая часть выводов, сделанных Маркузе, ранее уже была сделана Адорно и Хоркхаймером в «Диалектике просвещения». Они выступали с социологической критикой товарного фетишизма и стремления к вещизму, характерному для современного общества. Однако, акцентирование внимания на роли студенческого протестного движения в социальных преобразованиях ХХ века превратили его работу в настольную книгу для огромного числа активистов того времени, несмотря на ряд неоптимистических выводов, касающихся состояния и перспектив современного ему общества.
Маркузе в работе «Одномерный человек» стремился к созданию социального, экономического и психологического отпечатка современного ему индустриального капиталистического общества через немарксистский и нефрейдистский инструментарий. Он описал его посредством терминов «одномерность» и «общество потребления», ставшее результатом утверждения корпоративного капитализма. Как модель для описания современного развитого общества, он выбрал США.
Экономическое поведение
Экономическое поведение – это поведение, которое связано с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизированы издержки и максимизирована чистая выгода.
Предпосылками экономического поведения выступают:
- экономическое сознание;
- мышление;
- интересы;
- стереотипы.
При этом каждый названный феномен по-своему формирует определенный тип экономического поведения.
Техника экономического мышления – это предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Основываясь на балансе рациональности и эмоциональности собственного мышления, люди предпринимают только действия, несущие для него наибольшую выгоду.
Экономическое поведение в качестве совокупности экономических действий может направляться на:
- достижение рациональных экономических целей, выражаемых численно – это формальная рациональность;
- экономически нерациональные цели, которые детерминированы некоторыми этическими, религиозными, национальными и другими абсолютными ценностями – субстантивная рациональность, которая не может быть выражена численно.
Но Вебер считал, что экономическая деятельность ориентируется на определенную конечную цель – этическую, политическую, утилитарную, гедонистическую, социальное отличие, равенство или нечто еще.
Примером субстантивно рациональности выступает обычай предпринимателя на Востоке, который, открыв свое дело, нанимает своих земляков или родственников, предпочитая их незнакомцам.
Модели экономического поведения
Принято выделять несколько моделей экономического поведения, которые содержат механизмы общественной координации.
Первая модель базируется на концепции английского философа и экономиста – А. Смита. Она выстроена на том, что основой экономического поведения субъекта, является признание компенсаторной роли зарплаты. Функционирование модели детерминировано пятью основными условиями, компенсирующими малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивающих большой заработок в других:
- приятность или неприятность;
- легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения;
- постоянство или непостоянство занятий;
- большее или меньшее доверие, которое оказывается тем лицам, которые ими занимаются;
- вероятность или невероятность успеха в них.
Такими условиями определяется баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основан рациональный выбор индивида. Альтернативными вариантами, которые избираются в каждом из пяти условий денежного заработка, на основании склонностей и предпочтений людей, определяется их экономическое поведение.
Вторую модель экономического поведения, основанную на концепции американского экономиста П. Хейне, характеризуют четыре взаимосвязанные особенности:
- выбор людей;
- выбор только индивидов;
- рациональный выбор индивидов;
- трактовка всех общественных отношений в качестве рыночных.
Названными условиями создается определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых базируется рациональный выбор индивида.
Также выделены необходимые свойства-ограничители экономической теории П. Хейне:
- безусловная рациональность человека;
- абсолютизация рационального выбора;
- акцентирование внимания на возможности осуществить выбор единичным индивидом.
Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне может быть преодолена созданием социологизированной модели экономического поведения. Она состоит из:
- детерминированных выбором коллектива;
- иррациональных выборов индивидов, связанных с присутствием в структуре психики человека компонентов бессознательного;
- действия, которые вызваны экономическим интересом и социальными стереотипами