Мода как социальный феномен и объект социологического анализа
Мода – это совокупность привычек, вкусов и ценностей, которые приняты в определенной среде в определенный промежуток времени.
Мода имеет огромное социокультурное значение, оказывая воздействие на разные слои населения. Особенно тема моды актуальна для молодежной среды. В наиболее широком смысле моду определяют в качестве существующего в определенное время и общепризнанного на данном этапе отношения к внешним проявлениям культуры. При этом автор не отождествляет моду и культуру личности или культурный уровень индивида, несмотря на проявление таких тенденций. Социум предопределяет культуру индивида, а он в зависимости от своего уровня развития слепо или обдуманно выбирает модную одежду, предметы или стиль поведения.
Современная мода – это динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая стихийно, под воздействием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся вкусов, увлечений и пр. На практике стандарты моды реализуются посредством популярной журнальной литературы, масс-медиа, художественного творчества, показов на подиумах и прочих мероприятий.
Большинство социологов относят возникновение феномена моды к периоду зарождения капиталистических отношений, когда после мануфактурного производства выпуск одежды, а также предметов роскоши, был упрощен, то есть появились новые возможности для низших слоев общества в подражании высшим. В литературе приводят разные взгляды на социальные свойства моды. Стоит отметить следующие ее характерные черты:
- мода циклична – периодически она обращается к прошлому, к традициям;
- обращенность к эмоциям, то есть иррациональность;
- процесс подражания элите, то есть мода подражательна;
- демонстрация принадлежности к высшим слоям общества;
- динамика – быстрое изменение элементов моды или моды на разные явления;
- взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию и тенденции к индивидуальному различию;
- универсальность – области деятельности моды ничем не ограничены;
- нормативность – тесная связь моды с социальными нормами;
- знаковость – интерпретация моды в качестве совокупности знаков, демонстрирующих положение человека в социуме;
- массовость – мода распространена среди разных слоев населения, демографических групп, профессиональных сообществ и пр.
Эволюция моды в качестве отношения к внутренним формам культуры обязательно связывается с определенными периодами развития человеческого общества. Но несмотря на высокую динамичность моды, парадокс заключается не только в ее постоянной изменчивости, но и в некоторой стабильности и устойчивости. Именно устойчивость, а не фрагментарность, дает возможность говорить о четко выраженных направлениях в моде и определять границы проникновения стилей и направлений. Именно изменчивость и адаптивность отдельных элементов любой системы делает ее устойчивой. Иначе чем разнообразнее составляющие моды, тем она устойчивее, то есть может существовать продолжительнее.
С точки зрения социологии феномен моды следует за таким аспектом, как внешнее проявление социального статуса и престижа, которые для каждого слоя населения – свои.
Зарубежные исследователи выделяют четыре главных точки зрения на определение феномена моды:
- подражание – Г. Тард, Г. Зиммель;
- демонстративное поведение – Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. куниг;
- объяснение моды на основании коллективного поведения – Г. Блумер;
- семиотический подход к изучению моды – Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр.
Иными словами, специфика моды заключается в навязывании массовых потребительских моделей, которые являются символами престижа в современном мире. На сегодняшний день модные процессы характеризуются утратой былой жестокости и сегментации, отмечается постоянное возрастание циклов процесса, а также усиливается связь с медиаиндустрией, шоу и кино бизнесом, с визуальной культурой.
Функциональное предназначение моды
Важный аспект в характеристике моды – это ее функциональное предназначение. Отечественные социологи склонны признавать функции моды, выделенные А.Б. Гофманом:
- мода выступает регулятором сознания и поведения;
- показателем социального положения и престижа;
- показателем эстетических ценностей.
Названные функции можно интерпретировать в качестве отражения в моде отношений индивида к себе, к окружающим людям и в целом к миру.
Что касается первой функции, необходимо помнить о возможностях моды удовлетворять человеческие потребности в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды. В таком случае социальное поведение человека характеризуется принятием им стандарта-образца или не принятием.
Вторая функция – показателя социального положения и престижа – обращает внимание на то, что в моде отражена социальная дифференциация, выделены наиболее разнообразные социальные группы и слои. Модная одежда и иные предметы помогают интеграции внутри одних слоев, но вместе с тем отделяют от других.
Таким образом, мода не просто отражение, но и фактор социальной стратификации. Как правило, данный фактор приобретает значение тогда, когда речь заходит о бедных слоях населения, с низким уровнем дохода. Вместе с тем эффект дифференциации по принадлежности к определенному кругу получает особую значимость в группах, которые относят себя к среднему классу или к так называемой элите. Тогда нормы поведения, образовательный и культурный уровни уходят на второй план, а модная атрибутика становится доминирующей. Стремление любой ценой выделиться, особенно посредством одежды, в этой среде превалирует.
Иными словами, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что анализ специфики, структуры и функций моды, дают возможность говорить о ней, как о динамичной смене культурных образцов массового поведения и потребительских моделей, которые выступают как символы, обозначаемые в качестве социального статуса и престижа.