Проблемы маргинальности в современном обществе
Маргиналы – личности или группы индивидов, находящиеся на «обочинах» или «окраинах» социальной жизни, за рамками, присущих данному обществу структурных подразделений, преобладающих традиционных социокультурных норм и ценностей.
Маргинальность – проблема, имеющая практическую значимость, ее феномен позволяет изучать природу современной цивилизации, ее потенциально разрушительные дисфункциональные механизмы.
Проблемы маргинальности напрямую связаны с фундаментальными проблемами социологии и смежных дисциплин. Из-за различий в теоретических вопросах маргинальности, данную проблему целесообразно рассматривать масштабно, что позволит соотнести ее различные аспекты, раскрываемые при помощи различных теоретических инструментов.
Значительная и активная часть современного американского общества находится в качестве маргиналов: представители нестандартно мыслящей научной и художественной интеллигенции, религиозные и этнические меньшинства и др.
Как правило, маргинальные слои ограничены в статусных позициях, не могут реализовать в полной мере свои творческие возможности, и, следовательно, обогатить общество духовно и материально.
Маргинальность возникает как следствие различия в формах социокультурного опыта, она по-разному реализуется на практике.
Маргинальность выступает одновременно как источник групповых и индивидуальных форм протеста, деморализации, неврозов, так и очаг нового восприятия Вселенной и общества, нетрадиционных форм художественного, интеллектуального и религиозного творчества.
Многие инновационные направления в духовной истории мира (философские системы, мировые религии, научные концепции, новейшие формы художественного отображения мира) обязаны своим появлением маргинальным личностям.
Социальные, культурные, технологические преобразования последних лет придали проблеме маргинальности новые характеристики.
В современном мире статус маргинала – не столько исключение, сколько норма существования множества людей, что обусловлено:
- высоким уровнем урбанизации;
- активным взаимодействием между носителями разных религиозных и этнокультурных традиций;
- влиянием средств массовых информаций;
- размыванием культурных барьеров.
Для включения в общественную жизнь маргинализированных групп населения повсеместно создаются неформальные общественные движения – правозащитные, просветительские, культурные, благотворительные, религиозные, экологические, земляческие и др.
Проблема культурной маргинальности
Р. Парк указывал на наличие в обществе «культурной маргинальности» как промежуточного положения индивида, существующего в различных культурных группах. Такое промежуточное включение порождает «гибридный» тип личности, для которого характерны отличительные черты.
Двойственное положение индивида «на рубеже культур» предопределено расовыми и социальными антагонизмами, присутствующими в обществе (Э. Стоунквист).
Конфликтная ситуация возникает, когда представители менее элитной группы хотят приспособиться к более элитной, имеющей большие властные полномочия. Проблемы маргинальных личностей начинают проявляться после осознания представителями подчиненной группы своего неравного положения с другой группой. Такое осознание ведет к раздвоенности и психологической неустойчивости, может проявиться в виде аномии или суицида.
Решить данную проблему можно путем: идентификацию с подчиненной группой; ассимиляции маргинала господствующей группой; соприкосновение групп; появление в подчиненной группе лидера, способного возглавить борьбу за равноправие.
К специфическим признакам культурной маргинальности относятся:
- долгий контакт плохо совместимых культур, одна из которых является господствующей, а другая – маргинальной;
- возможности для представителей маргинальной культуры пересекать разделяющую эти культуры, границу, усваивать манеру мышления, идеалы, образ жизни господствующей культуры, ожидать поощрения;
- наличие социальных барьеров, обусловленных дискриминацией, преградами, воздвигаемыми маргинальной культурой для перехода желающих в более значимую группу;
- увеличение интенсивности конфликтной ситуации с течением времени.
Проблемы маргинальности в России
Проблема адаптации маргинальных слоев к новым статусно-ролевым функциям, переориентация личной и социальной идентичности является одной из актуальных проблем современности.
Экономический и финансовый кризис, затронувший многие регионы России, отраслевые сдвиги затронули определенную часть населения, которая в результате этих процессов осталась вне сферы занятости и приобрела статус безработных. Возникновение данного слоя оказывает значительное влияние на качество жизни всего населения страны.
Маргиналы, изменив свой статус занятости, сформировали черты групповой определенности, имеющей собственные:
- ценностно-нормативные установки;
- жизненные ценности;
- образ жизни;
- структуру потребления;
- идентификационные предпочтения.
Произошел целый комплекс социально-групповых процессов, формирование феномена группового сознания, консолидации и интеграции.
Характерной особенностью российского общества является совмещение процесса глобализации и трансформации, что сопровождается усилением социального неравенства, появлением значительного количества маргиналов.
Трансформации российского общества привели не только к изменениям в социальной структуре, но и поставила вопрос об осознании групповой и индивидуальной идентичности, дезинтеграции или интеграции, солидарности, системе ценностей, сплоченности, месте в социальной иерархии.
Все больше к маргиналам причисляют не только нежелательные элементы, но также тех, кто в силу перестройки общества, вытесняется в состояние маргинальности, не сумев приобщиться ни к одной из категорий отверженности.