Макс Вебер (1864–1920) - немецкий социолог, основатель «понимающей социологии». Работы Вебера во многом определили общее направление всей последующей мировой социально-философской мысли.
Общепризнан огромный вклад Макса Вебера в самые различные сферы социальной науки. Он известен как глубокий мыслитель в области общей социологии, социологии религии и социологии права, а также политической экономии; именно Веберу принадлежит заслуга разработки наиболее глубокой и востребованной на сегодня теории капиталистического развития общества. Исследуя те или иные аспекты социальной реальности, Вебер не ограничивается ими – но создает целостную и непротиворечивую синтетическую концепцию формирования и эволюции европейской цивилизации.
Социальное действие и понимающая социология
Универсальная социологическая теория разрабатывается Вебером в рамках т. н. понимающей социологии, в основе которой лежит представление о социальном действии как элементарной единице исследуемой социологией реальности. Вебер призывает социологов не столько к фиксации или регистрации того или иного социального действия, сколько к его «пониманию»; под актом подобного «понимания» подразумевается в первую очередь способность исследователя объяснить истинные причины социального действия. При этом «истинный» в системе понимающей социологии не равнозначно «объективному»; напротив, во главу угла ставится субъективный (и, следовательно, всегда уникально-индивидуальный, личностный) смысл действия, переживаемый и воспринимаемый самим действующим и взаимодействующим индивидом.
Понимающая социология Вебера противостояла популярной в его время тенденции к позитивизации социальной науки, приданию ей характеристик, свойственных скорее естественнонаучным дисциплинам – таких как объективность, проверяемость и повторяемость экспериментально полученных результатов, их исчисляемость и т.п. Вебер критиковал подобное стремление, относя социологию к корпусу «наук о культуре» (гуманитарным), сущностное отличие предмета и объекта которых от предмета и объекта наук естественного цикла требует совершенно иной базовой методологии исследования.
Генезис современного капитализма
Общесоциологические представления Вебера в сочетании с его универсальной культурологической установкой послужили фундаментом для разработки теории современного капитализма в его классической работе «Протестантская этика и дух капитализма», и сегодня остающейся одним из наиболее глубоких исследований по данной теме. Здесь автор выделяет два основных модуса социально-экономического поведения:
- традиционная ориентация (собственно «традиция»), доминировавшая на протяжении долгих тысячелетий человеческой истории;
- ориентация рациональная или целерациональная, направленная на достижение цели посредством использования рациональных («разумных») методов и средств и получившая наибольшее распространение начиная с Нового времени и эпохи Просвещения с характерным для них культом человеческого разума.
Серьезное внимание в данной концепции уделяется внеэкономическим (культурным) факторам – таким, как этика и идеология протестантских общин, «совпадающие» с целерациональной установкой и тем самым способствовавшие зарождению и развитию капиталистических хозяйственных отношений в европейской истории Нового времени.
Теория власти
Наибольшую популярность завоевало учение Вебера о власти и ее разновидностях. Типы легитимности власти, выделяемые Вебером:
- традиционная;
- легитимная, или рациональная;
- харизматическая.
Первые два типа совпадают с модусами социально-экономического поведения субъектов – традиционным и целерациональным. Традиционная власть базируется на установленном веками порядке и вере в его святость и нерушимость. Легальная власть опирается на регулирующие отношения между субъектами нормы, в первую очередь юридически-правовые. Наконец, фундаментом власти харизматической выступает личная харизма властителя, представление о нем как о выдающемся человеке, единственно достойном управлять собственными согражданами.