Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конструирование социологических индексов на базе вторичных данных

Определение 1

Социологический индекс – это агрегированный количественный показатель, который обобщает первичную информацию социологического формата, получаемую в ходе измерения на основании одной или нескольких шкал.

Социологический индекс

Индексы и шкалы в социологии дают возможность переходить от многообразия конкретных переменных индикаторов к более или менее абстрактным переменным теоретической модели. Так, например, конкретный вопрос об участии в голосовании дозволяет сделать определенные выводы о политической активности людей, однако ограничившись только этим вопросом, вы ничего не узнаете о других аспектах и формах политической активности.

При помощи социологического индекса осуществляют конструирование и сжатие информации, представляют ее в форме, которая удобна для описания и интерпретации. Кроме того, социологический индекс позволяет переходить от теоретического уровня познания к эмпирическому исследованию и конструировать некоторые теоретические понятия.

Социологические индексы с позиции агрегирования бывают:

  • одномерные или полученные путем обобщения информации, которая собирается на основе одной конкретной измерительной шкалы. Примером может служить индекс удовлетворенности условиями труда работников конкретного предприятия. Он рассчитывается на основе обобщения информации с различных сторон рабочего процесса или в процессе протекания социального явления.
  • индивидуальные, которые описывают одного респондента или один объект той или иной совокупности;
  • групповые, которые характеризуют группу респондентов или группу объектов (в эту группу входят совокупные индексы, отражающие совокупность респондентов и других социологических объектов.

Также социологические индексы делятся по способу построения на две группы:

  • индексы, полученные путем применения методов многомерного анализа информации;
  • индексы, полученные на базе вторичных данных.

Такое деление в некотором роде имеет условный характер и отражает априорные знания, которые несут содержательные соображения при построении того или иного социологического индекса.

«Конструирование социологических индексов на базе вторичных данных» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Социологические индексы, которые применяются на основании вторичных данных составляют особенную группу в процессе конструирования. Повторное использование уже имеющихся данных ставит перед научным знание многочисленные вопросы.

Например, вопрос может касаться необходимости введения понятий, которые определяют действия исследователей, работающих с теми или иными базами данных. Использование социологических индексов во многом определяется необходимостью описания явления общества в тот или иной момент времени. Социологические индексы необходимо активно применять в рамках исследования, чтобы сделать его более конкретным.

Определение 2

База данных – это совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними, которая поддерживает одну или более областей применения.

Первичные и вторичные данные, шкалы

Определение 3

Вторичные данные – это группа данных, которые собраны с конкретными целями, отличающимися от целей аналитика, который оперирует ими.

Следует отметить тот факт, что грань между первичными и вторичными данными может быть достаточно условной и сильно подвижной. Если один исследователь считает данные первичными, то совершенно не обязательно, чтобы этого же мнения придерживался другой исследователь.

Первичные и вторичные данные при построении социологического индекса разделяются на основании наличия или отсутствия полевого этапа в исследовании.

Если исследователь интересуется какой-то темой, то проводит исследование при использовании метода стандартизированного интервью, обрабатывает и анализирует данные. Для него подобные данные будут являться первичными, а для тех, кто воспользуется созданной им базой, данные будут иметь вторичный характер. Источниками вторичных данных для конструирования социологических индексов могут быть: результаты переписи населения, социально – экономические показатели. Источники вторичных данных также представляют собой транскрипты интервью, различные полевые заметки, личные документы и стенограммы фокус-группы.

Определение 4

Стенограмма – это дословная запись устной речи с помощью стенографии.

Социологические индексы, которые конструируются на основе вторичных данных применяются в тех случаях, когда модель измерения предполагает, что латентная переменная может измеряться при помощи качественно однородных показателей. Различия в значимости и важности тех или иных индикаторов можно учесть при помощи взвешивания или перерасчета значений при учете «веса» каждого индикатора внутри латентной переменной.

При использовании «взвешивания» при конструировании социологических индексов на базе вторичных данных исследователь вводит априорные данные или ограничения входящих индекс индикаторов, которые не зависят от данных наблюдения.

Переходом между моделью суммарного балла и основными способами шкалирования в социологии можно назвать шкалу Р. Ликерта. Шкала Р. Ликерта – это метод шкалирования социально-психологических характеристик индивидов, представляющий собой адаптацию тестового подхода к задачам измерения установки.

Исходным материалом для построения подобной шкалы могут служить оценочные шкалы согласия – несогласия с суждениями, которые могут выразить «благожелательную» установку.

Также при этом учитывается количество категорий ответа «согласен», «абсолютно согласен», что варьирует от двух до семи. Балл, который присуждается данному ответу определяется его «благожелательностью» по отношению к измеряемой установке или интенсивностью согласия с суждением.

Баллы, которые получены за ответ в обязательном порядке суммируются. Эта модель шкалирования может быть использована для измерения таких феноменов, как мотивация и осведомленность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot