Характеристики классовой борьбы в русской деревне
Множество сообществ и категорий граждан в свое время столкнулись с таким явлением, как классовая борьба. Она представляет собой противостояние одной части народа другой его части.
В основном, борьба разворачивается между теми, кто является угнетенным и бесправным и теми, кто обладает достаточной властью и привилегиями для того, чтобы управлять угнетенными.
Таким образом, общество в определенный момент делится на такие категории населения, как:
- Наемные рабочие – пролетарии;
- Собственники – буржуазия.
В русской деревне также на протяжении достаточно продолжительного времени происходила великая борьба, хотя некоторые просто отказываются признавать этот факт, отчасти от того, что не понимаю ее значения, и в целом не видят смысла рассматривать классовую борьбу на уровне деревни. Во времена крепостного права вся масса крестьян, которых было абсолютное большинство, противостояла собственным угнетателям. В основном, это были помещики, которые всегда были под защитой правительства. По этой причине они находились в неприкосновенности, и если крестьяне принимали решение бунтовать или нападать на своих хозяев или тех, кто представляет более привилегированные категории граждан, то они неумолимо подвергались наказаниям уже со стороны царского правительства.
Трудности классовой борьбы в деревне заключались в колоссальном неравноправии. Дело в том, что у крестьян никогда не было сторонников или тех, кто мог помочь им обосновать собственные права и свободы и защитить их должным образом. Они были «задавлены» помещиками и правительством, поэтому им не оставалось более ничего, как работать. При этом, они боролись за свои права, как могли и как умели, но иногда это не работало так эффективно. Главное преимущество крестьян было в том, что они не боялись преследований со стороны правительства, а также не боялись наказаний, осуждений со стороны попов или представителей интеллигенции и буржуазии. Для них не имели значения все утверждения о том, что крепостное право – ничто иное, как писание, закрепленное в священных документах и поддерживаемое самим Богом.
Даже после того, как произошла отмена крепостного права, крестьяне все еще оставались без каких-либо прав: они по-прежнему были низшим классом, податными, черным сословием, которое годилось только для того, чтобы выполнять самую тяжелую работу.
Также они оставались под властью правящих классов, и все еще стремились к тому, чтобы не просто встать с колен, но и доказать, что даже среди крестьян есть те, кто имеет право принимать важнейшие решения, быть у власти и высказывать свое мнение в отношении складывающихся социально-политических и экономических условий. Крестьяне все еще существуют в состоянии волнения, в поиске новых идей, в поисках воли и того, что они сами называли настоящей свободой. Собственно, именно вокруг этого и разворачивались самые главные противоборства – вокруг того, чтобы обрести свободу идеи, слова и мысли, за то, чтобы крестьяне считались полноценными людьми.
Борьба пролетариата и буржуазии
После того, как произошла отмена крепостного права, борьба развернулась между двумя основными классами – пролетариатом (крестьянами, наемными рабочими) и буржуазией (наемниками, предпринимателями, властями). Богатство постоянно возрастало, появлялось больше ресурсов и возможностей, но при этом все это концентрировалось в руках малой части населения, а крестьяне, жители деревень и те, на ком держалось все хозяйство, оставались бедняками, которые преимущественно не имели прав на то, чтобы объявить о своей свободе, о своей идеологии и мыслях.
Самая крупномасштабная борьба между бедными и богатыми началась с выступлений городских рабочих, которые как раз объединились в социал-демократическую партию и вели упорную борьбу за свои принципы. Этого очень не хватало крестьянам: несмотря на то, что их было много, отсутствие грамотности и знаний в некоторых областях становилось самым настоящим препятствием на пути к тому, чтобы заявить о себе, а также к тому, чтобы создать объединение, которое было бы способно продемонстрировать всю мощь жителей деревень и сел.
Но, тем не менее, крестьяне пошли собственным путем: они решили, что лучше они встретятся со смертью в борьбе с угнетателями, чем умрут, так и не узнав, что такое свобода и возможность заявить миру и обществу о себе и своем достоинстве. Тем не менее, царское правительство встретило эти бунты крайне скептически: видя, что крестьяне в основном начинали с неосознанных и спонтанных наступлений, правительство объявило их бунтовщиками и грабителями. Против них было выслано целое войско, как против неприятелей, и крестьяне претерпевали одно поражение за другим.
Тем не менее, они продолжали бороться за правое дело. Русский рабочий класс навсегда запомнил и постоянно чтит тех, кто умер, защищая свободы и идеи простых рабочих крестьян, которые трудились на чужих людей, но не получали за это достаточно почтения и уважения. Они считались всего лишь обычными работниками, которые не обладали достаточными правами и свободами, и могли исключительно работать, принося прибыль своим хозяевам и царскому правительству.
Но поражение заключалось не только в том, что буржуазия была объективно сильнее. По сути, крестьяне не осознавали до конца, за что именно они борются. Они хотели свободы и уважения, но не могли сформулировать и высказать четкие политические требования, которые были бы ясны каждому, и которые могли бы изменить определенные государственные порядки. Крестьяне считались темной массой, которые были пригодны исключительно для осуществления самой сложной деревенской работы. Крестьянские мужчины трудились 24 часа в сутки, а крестьянские женщины были наделены своими, не менее сложными обязательствами. Но все это усугублялось в целом всеобщей неосознанностью, отсутствие понимания того, что происходит в стране, и что будет происходить далее, даже если бы крестьяне выиграли ту классовую борьбу, которая была развязана ими самими.