Историческая социология – это отрасль социологии, которая изучает как развиваются общества в разные исторические периоды.
Историческая социология рассматривает социальный структуры формируются во время сложных социальных процессов. Главными вопросами современной социологической социологии являются: зарождение капитализма, причины возникновения и упадка империй, процессы создания государства, социальное неравенство в обществе.
В России социология начала зарождаться в середине XIX века, а сложная социологическая ситуация и социальные проблемы только способствовали развитию социологической теории, которая в начале XX века достигла европейского уровня. Существенное влияние на развитие социальной теории в стране оказали труды О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма.
Социология в дореволюционный период
К середине XIX века в российских научных кругах формируются два направления – западничество и славянофильство. Славянофильство опиралось на особенность русской духовной культуры и её самобытность, славянофилы выступали против «разрушительных сил Запада», они считали, что российское общество может достичь успеха лишь соблюдая свои исконные традиции, самыми известными представителями славянофилов были братья Аксаковы и И. Киреевский, они отвергали и западную социологическую теорию.
Западники напротив, считали, что Россия должна стать частью западной цивилизации, они выступали за интеграцию российской культуры в мировую. Западники утверждали, что наука не имеет территориальных границ и поэтому пытались распространять в стране идеи западных философов и социологов. Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы.
Изначально отечественные социологи были зависимы от концепций и теорий западных социологов, но постепенно социология В России приобретает самобытные черты. Впервые о себе, как о социологе заявил известный историк Н. Данилевский, его считают создателем антиэволюционной модели общественного прогресса, он рассматривал отдельные социальные организмы как систему.
Российская социология утвердилась в системе общественных наук лишь в конце XIX века, но официальной поддержки со стороны государства и министерства народного просвещения в итоге так и не получила. Социологию не включали в перечень изучаемых дисциплин ни одного Российского университета, хотя в это время в Европе и Америке уже функционировали кафедры социологии. Самые первые социологические объединения появлялись в качестве общественных организаций, в основе которых лежали усилия и интересы отдельных энтузиастов.
Историческая социология в XX веке
Пути исторической социологии в мире и России начали расходиться в 1920-х годах. Историческую социологию как поиск общего в исторических процессах рассматривал В. О. Ключевский.
М. М. Ковалевский сформулировал несколько идей в области социологических исследований, по его мнению, социологи должны иметь дело только с фактами, при этом в работе с социологическим материалом стоит избегать необоснованных сообщений, важно соблюдать необходимую последовательность: выявить признаки сходства изучаемых явлений, а после уже фиксировать различия, факты следует систематизировать с учетом стадии эволюции и уровня развития.
Историческая социология имеет отличия от социальной истории, благодаря более интенсивному использованию социологического инструментария, с помощью двух путей:
- переосмысление истории с помощью социологических концепций и теорий;
- познание исторических явлений, через проблемы социологические, через сбор данных с помощью социологического инструментария.
В советское время исторической социологии, как науки не было, но социологический подход в исторических исследованиях всё же применялся. В конце 1980-х начале 1990-х гг. связан с перестройкой, отмечается разочарование в марксистских идеях и поиск более новых основ отечественной социологии. Отечественные социологи в это время пребывают в «разброде», на горизонте появились черты научной революции, марксизм полностью изжил себя, а новым идеям было взяться не откуда, начинается критика марксизма, гораздо большая, чем во времена славянофилов и западников.
В постсоветский период интерес к исторической социологии пробуждается с новой силой, многие историки начинают активно заниматься социальной историей, но к исторической социологии по-прежнему относятся настороженно.
Современная историческая социология
Не простой период для исторической социологии продолжается и сегодня, в последние годы снова наблюдаются признаки возврата к ценностям и идеям советского времени, все больше среди отечественных социологов звучит мнение, что марксизм был выброшен поспешно и необдуманно, что в нем по-прежнему кроется огромный потенциал, который можно использовать и в современное время. Одновременно с марксистским ренессансом наблюдается довольно заметное разочарование в идеологических ценностях и принципах, принесенных с Запада.
Каждый этап исторической социологии отличался своими особенностями, или отражал социальные явления страны. В последние десятилетия историки и социологии во многом идут навстречу друг другу, но при этом они не стали близкими друзьями. Социальная история так и осталась прерогативой историков, а историческая социология – социологов. Очень редко встречаются ученные и исследователи, которые хотят изучать и историю, и социологию.
Современная историческая социология после перенесенной ею тяжелой болезни стала более гибкой и мобильной, более прагматичной и деловой. Она набирает силу и энергично берется за исследование российских обществ, у нее начали появляться новые роли, которых ранее не было, а другие ее функции стали наполнятся новым содержанием. Никогда раньше социолог не выступал в роли историка, политолога, маркетолога, бизнес-консультанта, социального работника.
В современных западных университетах историческая социология сегодня занимает своеобразное место — ею занимается не большое количество исследователей, но на работы с ней приходится непропорционально большая доля премий за лучшие научные труды, которые присуждаются Американской социологической ассоциацией.