Суть проблемы
Проблема социальной безопасности всегда была в центре внимания представителей различных сфер социального знания. К ее исследованию и осмыслению обращались многие государственные деятели, политики, практики и ученые. Актуальными считаются разнообразные аспекты проблематики социальной безопасности. К ним относятся:
- определение сути социальной безопасности,
- выработка и осуществление стратегии и политики по ее обеспечению, формированию и функционированию системы обеспечения социальной безопасности.
Анализ научных трудов дает возможность говорить, что уже на начальном этапе изучения проблематики безопасности были различные взгляды и точки зрения на проблему социальной безопасности. В ходе развития социального знания представления о содержании и сущности социальной безопасности постоянно корректируясь и дополняясь, претерпевали значительные изменения.
Неоднозначность позиций науки может быть объяснена, на наш взгляд, тем, что социальная безопасность, а также ее понимание имеет связь м господствующей научной картиной мира, существующими установками мировоззрения. Эволюцию научных представлений в отношении социальной безопасности можно отследить в контексте развития и смены научных картин мира.
В социологии научная картина мира является совокупностью наиболее общих представлений, обладающих философским характером, о том, как построена социальная реальность, какому закону она подчинена. В литературе современности в системе научного познания большее влияние и признание получили пять доминантных научных картин мира, а также способов по его познанию:
- мифологическая (схоластическая),
- статистическая,
- механистическая,
- диатропическая,
- системная.
Античные представления о социально безопасности
В период философии античного времени безопасность понималась как закон. Человеческая деятельность, в первую очередь, была направлена на самосохранение. При этом обеспечение социальной безопасности сограждан рассматривалось как важнейшая задача государственной деятельности.
Таким образом, уже на этом этапе можно было указывать на противоречие:
- с одной стороны – личность самостоятельно обеспечивает собственную безопасность;
- с другой стороны, – эту миссию осуществляет государство.
Так, в соответствии с Платоном, государство должно уделить особенное внимание воинам, обеспечивающим его социальную безопасность, и никакие иные проблемы не должны отвлекать воинов от ее обеспечения. Платон социальную безопасность понимал как «спасение» и «помощь». Им выработана была целостная системная концепция безопасности. Данная теория включала и механизмы по обеспечению социальной безопасности, к числу которых философ относит воспитание и образование граждан, формирование их морального состояния, представление всем гражданам в обществе средств, которые необходимы для жизнедеятельности.
Платон сфокусировал собственное внимание на несовершенстве устройства государства как источнике трагедий нации. Философ связал проблематику жизнеспособности государства с конструктивным решением противоречий строительства государства, что вело его к несбалансированному одностороннему подходу в анализе противоречивого единства «стабильность – развитие» в пользу первой.
Иной взгляд на проблему социальной безопасности предложил Аристотель. Он отмечал то, что человек по своей природе политическое существо и рассматривал социальную безопасность посредством политизированной культуры. Его взгляды на устойчивость системы безопасности в социуме отчетливо отслеживаются в процессе строения собственно социальной системы. Общественная справедливость и всеобщее благо, согласно его мнению, могут достигаться лишь при наличии государственного объединения, где существует правовая основа и соответственные формы правления. Понятие справедливости, – говорил Аристотель, – имеет связь с представлениями о государстве, так как право, которое служит материалом справедливости, является регулирующей нормой общения в политике.
Базой социальной безопасности граждан философ считал властное разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви. По его мнению, к факторам, которые отрицательно влияют на безопасность, относятся неправильное устройство государства и имущественное расслоение в обществе.
Российские исследования проблемы
Великий вклад в осмысление проблематики социальной безопасности внесла социология России конца девятнадцатого – начала двадцатого столетий, одной из ярких особенностей которой считается непосредственное участие социологов в общественной жизни государства, их сильное воздействие на политические и социальные процессы, которые направлены на преобразование социального общественного устройства, а также их высокий интерес в разрешении социальных проблем в российском государстве.
Так, представитель школы субъективной социологии в России П.Л. Лавров коснулся проблем социальной безопасности в собственной теории солидарности. Положения данной теории являются созвучными с идеями О. Конта и Э. Дюркгейма о том, что лишь общее единство, согласие, социальная солидарность могут обеспечивать общественную безопасность. Являясь основным условием социальной безопасности, социальная солидарность, согласно мнению П.Л. Лаврова, является сознанием того, что личностный интерес совпадает с общественным интересом. Отталкиваясь от этого, по собственной сущности солидарность является общностью целей, привычек, убеждений аффектов, и идеалов людей, проложенных в базисе сходства способов деятельности и поведения.
Субъективист Н.К. Михайловский затронул вопросы обеспечения социальной безопасности в собственной теории общественного прогресса. Он критиковал эволюционную теорию Г. Спенсера, полагая, что переносить законы биологии на общество является недопустимым, отрицал социальный дарвинизм. Н.К. Михайловский полагал: признание действия в обществе законов борьбы за существование означает, что критерий совершенства –человеческая приспособленность к среде. Однако, как показал социальный опыт:
- лучше всего к среде приспособлены прагматики, посредственные личности;
- хуже всего – идеальные личности, которые действительно являются талантами.