Принципы социальной психологии
Социальная психология является одним из разделов общей психологии. Она направлена на более детальное исследование закономерностей поведения человека, особенностей его деятельности, которая обусловлена его непосредственными или опосредованными взаимодействиями в социальной системе. Она возникла еще во второй половине 19 века на стыке двух крупнейших научных направлений – социологии и психологии.
На самом деле, исследователи отмечают, что возникновению социальной психологии предшествовал очень длительный период: знания о человеке и обществе постоянно пополнялись, и их в некотором смысле дифференциация требовала выведению новых отраслей научного знания. Тем не менее, расширение информации само по себе структурировало и социальную психологию. Ее основные категории следующие:
- Понятие «социальная общность», ее структура, состав, функциональная составляющая и характеристика связей внутри;
- Особенности поведения человека как в социально организованной (формальной), так и в социально неорганизованной (неформальной) общности;
- Понятие «социальная группа», его ключевые классификации;
- Особенности социально-психологической организации в рамках малой социальной группы;
- Изменение структуры индивидуального поведения человека, который оказывается вовлечен в действия социальной группы;
Также к категориям социальной психологии следует относить феномен общения как одного из средств социального взаимодействия между людьми. Мы все, с самого нашего рождения, окружены множеством социальных связей, и поэтому в социальной психологии этот компонент невозможно не иметь в виду. Сюда относится межперсональное взаимодействие в процессе общения и совместной деятельности, психологические особенности больших социальных групп (их структура, характер отношения внутри и между отдельными крупными социальными группами), психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений, психология социального управления.
Конечно, как и любой научное направление, в социальной психологии используются также некоторые методы исследования. На современном этапе развития к ним следует отнести естественный и лабораторный эксперимент (как для исследования психологии отдельного индивида, так и для изучения социальных групп), наблюдение, анкетирование и опросы, интервьюирование, метод контент-анализа, факторный анализ, социометрия. Также используются такие методы, как подставная группа (инсценировка какого-либо события для выявления реакции личности) и метод экспертных оценок (в нем могут принимать участие только специально подготовленные эксперты в конкретной области).
PR и социальная психология
PR (public relations) – это понятие, которое стало очень важной и значимой частью такой структуры, как управления. Как подсистема, менеджмента, PR в качестве основной цели определяет не столько создание, сколько эффективное поддержание наиболее благоприятной внешней среды, в которой существует организация.
Также специалисты в этой области играют важную роль в создании внутренней корпоративной атмосферы, которая будет мотивировать человека к совершению определенной деятельности.
Многие задаются вопросом, как два таких понятия – социальная психология и PR, - могут пересекаться. На самом деле ответ следует искать в самой трактовке понятия «социальная психология». Ранее мы уже отметили, что она представляет собой отрасль научного знания, которая исследует то, каким образом люди думают друг о друге, как они оказывают влияние друг на друга, и как относятся друг к другу. Все эти формы взаимодействия возможны лишь в том случае, когда между людьми образуются достаточно крепкие межличностные отношения – коммуникация. Именно коммуникация – тот самый общий элемент, поскольку и PR, а также рекламная деятельность, строятся на коммуникации.
Цель социальной психологии состоит в том, чтобы максимально углубленно проанализировать и исследовать межличностную и межгрупповую коммуникации. У данного понятие существует сразу несколько подходящих для нашей работы определений, все зависит лишь от той точки зрения, которой придерживается автор при выведении определения:
- Коммуникация – это передача конкретной информации с целью получить какой-либо ответ;
- Коммуникация – это координация значений, которые складываются между аудиторией и отдельным индивидом;
- Коммуникация – это обмен информацией и опытом о переживаниях человека, его опыте в той или иной сфере;
- Коммуникация – это обмен некоторыми элементами поведения, а также образа жизни посредством набора заранее определенных и принятых правил поведения и общения.
Специалисты, которые производят свою деятельность в PR-сфере, отмечают, что не всегда элементы поведения и набор правил могут быть очевидны для всех участников коммуникации. Потребители продукции в сфере PR и рекламы могут обращать внимание только на поверхностное значение послания, не углубляясь в его смысл, семиотику. В данном случае специалисты нацелены на то, чтобы использовать более эффективно те методы и приемы, которые доступны в социальной психологии. Они позволят найти более тесный и быстрый контакт с клиентом, потребителем или целой их группой.
Такой контакт, несомненно, очень важен. Понимая, что важно и необходимо человеку или социальной группе в тот или иной промежуток времени, рекламщик может донести эту информацию до производителя товаров. Выступая в качестве посредника, специалист в сфере PR и рекламы будет вдвойне востребован для обеих сторон. Так будет проще удовлетворять потребности людей, а производитель тех или иных товаров будет точно понимать задачу, которая стоит перед ним.
Таким образом, общение – это очень важная часть в жизни человека. Оно может помочь ему вступить не только в дружеские и семейные отношения, но также выстроить более профессиональную основу для обмена опытом, информацией о своих потребностях со специалистами, которые, в свою очередь, направят ее в еще более компетентные органы, при этом обработав и интерпретировав в более доступный, но профессиональный язык.