Объект эмпирического исследования – это то, что изучается в самом исследовании и рассматривается как информационный источник.
Эмпирические социологические исследования проводят для того, чтобы получить ответ на различные эмпирические вопросы, которые должны быть точно представлены в соответствии со сведениями. Чаще социолог уже имеет и разбирается в определённых теориях по теме планируемого исследования. На основе теоретических знаний предлагаются определённые предположения, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвигаются гипотезы.
Эмпирический объект существует вне человеческого осмысления в определенном пространстве и времени.
Объект эмпирического исследования
Важной частью подготовительного этапа является определение объекта эмпирического исследования. Объектом могут быть отдельные люди или социальные общности, выступающие носителями проблемных ситуаций и источниками первичной информации.
Эмпирический объект исследования определяется по его отношению к проблемной ситуации. Определение эмпирического объекта это и есть момент создания теоретической модели исследования. Сам объект может быть определён достаточно абстрактно, а его операционализация с целью формирования выборочной совокупности подразумевает определенные допущения и редукции, чаще значительные.
Редукция – это переход от более сложного к простому.
В научной литературе выделяют два вида объектов:
- простой эмпирический объект – отдельные группы людей или организации, которые является носителями проблемы;
- сложно-структурированный объект – сравнительный анализ, выбор исследовательского состава.
Эмпирический объект имеет универсальные эмпирические признаки, в качестве признаков выступает половозрастная характеристика, его социальный статус и профессиональная деятельность. Помимо этого, признаками эмпирического объекта могут быть местонахождение, время в котором пребывает объект исследования на данный момент, все последующие признаки определяет сам исследователь.
Чем более подробно и детально будут разработаны эмпирические признаки объекта, тем значимей и качественней будет информация, которую исследователь получит от данной исследуемой группы.
Профессиональный подход к определению ключевых моментов научной работы заранее определяет её успех, но многие исследователи испытывают трудности при определении объекта исследования, важно помнить, что объект всегда шире чем предмет и имеет много сторон для изучения.
Предмет эмпирического исследования
Предмет эмпирического исследования – это самые значимые свойства объекта, которые необходимо изучить.
Предмет часто включает в себя центральную проблему, установка которой и выводит на путь научных предположений, другие свойства объекта можно и не изучать, но совсем исключать из вида их тоже не стоит, они, всегда должны находиться под наблюдением исследователя, так как при определенных условиях могут себя проявить и повлиять на исследовательскую деятельность.
Цель исследования играет важную роль, именно она ориентирует исследователя на получение результата. Эмпирическое исследование часто преследует практическую цель, так как оно направлено на получение новой информации, которая позволит разработать новые рекомендации.
Предмет исследования имеет тесную связь с темой научной и работы и, часто, повторяет ее в точности. Объект не имеет такой тесной связи с темой исследования и существует как бы отдельно, так как объект это более широкая сфера, исследовать которую можно с разных позиций.
Следует знать, что как более многогранное явление, объект всегда первичен, а предмет является вторичным как часть общего явления или процесса. Формулировка предмета происходит более развернуто и подробно, тогда как при описании объекта можно использовать всего несколько слов.
Причины важности объекта и предмета исследования
Почему же определение объекта и предмета настолько важно, если задать направление для исследования могут цели и задачи и этого вполне достаточно? Все просто, объект и предмет устанавливают границы, с помощью которых автору становится понятно, что за их пределы лучше не выходить. Определение этих двух элементов помогает не только читателю, но и исследователю научной работы при поиске основного материала. Неверно определенный предмет и объект могут завести исследователя при написании научной работы слишком далеко от намеченного итогового результата, а также ввести в заблуждение читателя, который будет ожидать от научной работы определённого содержания и выводов, но увидит совершенно другое.
Именно поэтому, прежде чем начать писать дипломную, магистерскую диссертацию, научный руководитель сначала дает задание студенту, разработать план работы с обязательным указанием проблемной ситуации, объекта и предмета исследования, потому если студент не понимает, что необходимо изучать и в каком направлении, это значительно облегчит ему труд.
Часто студенты и начинающие исследователи путают предмет и объект, меняют их местами или, напротив, соединяют их в одно целое, описывая предмет теми же словами, что и объект, только немного меняя фразы для того, чтобы были хоть какие-то различия. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо хорошо понимать и знать в чем отличия между этими элементами введения.
Таким образом, объект и предмет исследования можно определить только после того, как будет сформирована проблема. Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. В качестве объекта могут выступать явления и процессы, которые выступают факторами проблемной ситуации.
После определения объекта необходимо обязательно определить его основные стороны или свойства – это и будет предметом исследования. Один объект может заключать в себе несколько разных предметов.
После определения предмета и объекта важно поставить цели и задачи социологического исследования, а после уже приступать к формулировке гипотезы.