Понятие электоральной социологии
Электоральная социология или социология выборов представляет собой направление социологии, которое исследует вопросы, связанные с поведением электората во время выборов, в том числе, мотивы участия в выборах или неучастия, факторы голосования, политические ориентации населения и социальных институтов и т.д.
Электоральная социология является сравнительно молодым направлением социологических исследований. Истоки электоральной социологии находят в 20-е годы ХХ века в США, между тем уже в конце ХIХ века в Бостоне был проведен подсчет голосов в день выборов в СМИ с целью прогнозирования результата выборов.
Становление социологии выборов приходится на 20-е – 30-е годы ХХ века.
Принято выделять несколько направлений развития социологии выборов. Рассмотрим их далее.
Направления электоральной социологии
Экологический анализ. Данное направление заключается в выделении «экологических единиц», которые являются результатом исторических, экономических, социальных, природных и культурных факторов и определяют тенденции электоральных ориентаций. Данные единицы получают в результате обработки статистических данных.
Позднее данный подход включил в себя применение социологических опросов, в результате чего появилась возможность выделения электоральных зон, где наблюдался стабильный тип голосования и участия или неучастия в выборах.
Следующим направлением развития социологии выборов является бихевиористский подход, который позволил выделить структуру электорального поведения, разложив его на составляющие. В рамках данного направления уделяется внимание влиянию СМИ и межличностного взаимодействия на поведение электората, его выбору.
Особое внимание стоит уделить Чикагской школе социологии, представители которой впервые сформировали социологический факультет, журнал и профессиональное сообщество. Чикагская школа исследует внутренние факторы поведения электората, включая его мотивы, принадлежность или самоопределение к той или иной политической партии или движению, политические ориентации и установки.
Современное развитие направлений социологии выборов связано с их сближением и взаимоиспользованием методов, технологий и подходов.
Объект социологии выборов
Объект электоральной социологии представляет собой избирательный процесс в целом, а также вся совокупность элементов избирательной кампании и их связи.
Избирательный процесс является сложным явлением и включает в себя экономические, правовые, социальные, культурные и прочие стороны, поэтому его изучением занимаются также и юридические науки, и политические, и экономические. Объектом социологии выборов выступают вопросы всех этапов и уровней избирательного процесса, которые связаны со взаимодействием и конфликтов интересов социальных групп.
Ключевым элементом социологии выборов является электорат, то есть избиратель – граждане, которые обладают правом голоса и участвуют в его реализации или не реализуют его в созданные для этого условиях.
Предмет электоральной социологии
Предметом электоральной социологии выступает электоральное поведение, то есть система действий, определяющих политические ориентации людей, касающиеся передачи их полномочий представительным органам власти и проявляющиеся в степени участия в выборах.
Социология выборов исследует структуру и динамику поведения электората, факторов поведения выборщиков, которые определяют ход и результат выборов, технологии воздействия на поведение избирателей.
Принято выделять следующие виды электорального поведения по тому, принимают ли участие в выборах: выборщики, то есть те, кто принимает участие в выборах; абсентеисты, те, кто в выборах участия не принимает
Можно также провести деление по поддержке того или иного политического движения, политической партии, кандидата.
В предметное поле социологии выборов попадают следующие вопросы:
- Причины участия или неучастия в избирательном процессе, факторы влияния на уровень избирательной активности
- Факторы предпочтения избирателей, зависимость электоральный предпочтений от типа политической культуры и социально-экономического положения региона и страны в целом
- Технологии прогнозирования поведения избирателей, эффективность применения методов и технологий влияния на электоральное поведение, степень влияния на поведение и выбор
Социология выборов выполняет функции описания, объяснения и прогнозирования.
Политтехнологи и политологи считают необходимым провести границу между электоральными установками избирателя и его индивидуальными мыслями. По мнению Д.Б. Маннгейма, такое разграничение возможно сделать посредством опроса, который дает возможность получить исследователю информацию 5 типов: факты, знания, мысли, отношения, установки, отчеты о поведении избирателя.
Готовность к осуществлению сознательного выбора включает в себя три элемента:
- осознание объекта или когнитивный элемент
- эмоциональная оценка объекта или аффективный элемент
- поведение относительно объекта или поведенческий элемент
Г.Артьомов выделяет следующие составляющие структуры сознательного выбора избирателя:
- эмоциональный элемент, который включает факторы осуществления выбора, основанные на ощущениях, возникающих у электората при наблюдении за кандидатом, его поведением и коммуникациями
- рациональный элемент, включающий факторы, которые основаны на ожиданиях поведения кандидата в ходе избирательной кампании, связанные со знанием его программы действия
- ценностный элемент включает в себя факторы, основанные на мнение электората о значимых качествах кандидата.
В зависимости от типа электорального поведения, эти компоненты осуществления выбора находятся в разных пропорциях.
Таким образом, социология выборов исследует структуру и содержание электорального поведения, формирование и изменение электоральных установок и ориентаций, факторы воздействия на установки и поведение.