Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективность пропаганды в СМИ в современном мире

Пропаганда и ее методы

Определение 1

Пропаганда – это распространение политических, художественных, научных и философских взглядов и идей с целью их внедрение в общественное сознание. С помощью пропаганды появляются возможности активизировать массовую практическую деятельность и манипулировать сознанием общества.

Пропаганда осуществляется путем донесения до широких масс аргументов, которые могут быть правдивыми или же полуправдивыми фактами. Иногда в пропаганде используют лживые новости, слухи, и все они нужны человеку или отдельной социальной группе для того, чтобы манипулировать общественным сознанием и достигать своих собственных целей. Соответственно, пропагандистом является человек, которые использует один или несколько пропагандистских методов, и у него обязательно есть на это свои мотивы. Он обычно распространяет определенные идеи, в которые верит сам и хочет приобщить к ним других людей.

В последнее время пропаганда все чаще носит негативный характер, и чаще всего ее связывают с политической деятельностью. Действительно, предвыборная гонка иногда обретает очень активный и практически неуправляемый характер, а главные ее участники считают, что в этой гонке хороши все средства, даже распространение вымышленных и откровенно негативных слухов про своих оппонентов. Пропаганда действительно имеет большой вес во всем мире, поскольку благодаря ей можно создать определенный образ какого-либо человека или явления. Однако в научно-исследовательской сфере пропаганда – это несколько большее, чем средство создания общественного мнения о тех или иных политических лидерах. Это глобальное явление, которое окружает человека практически повсюду. Просто некоторые проявления пропаганды становятся настолько привычными для его жизни, что он уже не воспринимает ее как что-то негативное. Например, это:

  1. Реклама, где представлены положительные стороны какого-либо товара или услуги по сравнению с другими;
  2. Афиши театра и кино;
  3. Ежедневные новости, которые появляются в ленте социальных сетей и информационных сайтов.
«Эффективность пропаганды в СМИ в современном мире » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исторически сложилось так, что пропаганда не подразумевала ничего плохого. Она не имела злого умысла, а являлась лишь одним из инструментов по донесению до человека идеи, информации. Использовались в пропаганде очень простые методы, однако они были очень эффективными, и именно поэтому пропаганда закрепилась в качестве самого значимого процесса в жизни человека. Направленность же пропаганды во многом зависит от того, какие цели ставит перед собой пропагандист. К примеру, кто-то может использовать этот инструмент для популяризации идеи здорового образа жизни, а кто-то для внушения идеологии превосходства одной расы над другими. Пропаганда всегда будет казаться одной части населения чем-то положительным и выгодным, а другая часть будет отрицать пропаганду, поскольку она будет казаться неуместной, вредоносной и опасной.

Пропаганда в средствах массовой информации

Потоки информации стали настолько огромными, что теперь очень сложно отличить правду от лжи. В средствах массовой информации пропаганда прослеживается практически всюду. Действительно, СМИ стали самым удобным и выгодным инструментом формирования общественного мнения. В них можно по-разному представлять информацию, скрывать события, при этом выдвигая на первый план иные процессы и явления. Особенно следует отметить, что в СМИ специалисты пользуются различными методами и принципами, благодаря которым пропаганда в средствах массовой информации превращается в естественный процесс.

Например, один из самых известных принципов – это принцип первоочередности. Его суть заключается в очень тонком понимании человеческой психики. Человек принимает на веру информацию, которая первая поступает в разум человека и начинает так обрабатываться. Даже то, что позднее у человека повышаются шансы получить более достоверную информацию не означает, что права будет восприниматься так же, как и то, что индивид увидел или услышал в самом начале. На подсознательном уровне доверие сформируется к первым источникам и данным, а последующая информация будет восприниматься только как второстепенная и практически ничего не значащая.

Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в СМИ публикуется некий обличительный материал (компромат) о конкуренте, тем самым:

  1. У избирателя формируется негативное мнение о другой политической партии, доктрине или другом кандидате;
  2. По сути, этот материал заставляет конкурента оправдываться.

Второй принцип, которым также пользуются, когда речь идет о пропаганде в СМИ – это удар на опережение. Еще один вид манипуляции, который основывается на том, что негативная информация забрасывается в сеть заблаговременно. При этом информация вызывает массовую реакцию и резонанс, люди обсуждают ее, пребывают в шоке и ищут объяснение или оправдание. Когда же приходит время для запуска второй части информации, то аудитория попросту устает от протеста, и она не будет реагировать слишком отрицательно. Можно сказать, что резонанс будет создан искусственно, а уже последующая информация, даже если она будет еще более шокирующей или противоречивой, то она вряд ли вызовет еще одну волну такой же реакции.

Например, политик принимает решение протолкнуть в массы очень непопулярный и невыгодный для людей закон. СМИ на протяжении длительного времени обсуждают закон, затем становится понятно, что этот закон уже проходит все стадии парламентского обсуждения. Но его также обсуждает и общественность. Люди усваивают информацию, они также начинают постепенно смиряться с тем, что закон рано или поздно будет принят. И уже к моменту окончательного решения и принятия закона эта новость практически не обсуждается, потому что люди успели высказать свое мнение, проявить свою реакцию, на следующую волну у них уже нет сил, да и интерес значительно спадает.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot