Адаптация личности и ее фазы
Адаптация личности – это процесс активного приспособления индивида к новым социальным условиям окружающей среды.
Адаптация уже давно стала универсальным явлением, ее рассматривают и в качестве механизма поддержания гомеостаза между окружающей социальной и природной средой и индивидом. Также адаптацию следует рассматривать как процесс освоения личностью всего социального опыта, новых профессиональных и социальных ролей.
Адаптация личности – процесс, который сегодня изучают и в педагогической, и в психологической, и в социологической науках.
Социологии исследуют адаптацию к социальным условиям, чтобы выявить закономерности взаимоотношений индивида с внешним миром и оптимизировать их. Поскольку не всегда изначальные установки соответствуют общественным потребностям, индивиду требуется время для того, чтобы адаптироваться к условиям, воспринять и обработать социальный и культурный опыт. Успешная адаптация гарантирует нормальное развитие человеческой личности. В благоприятных для себя условиях человек становится более продуктивным, он вникает в особенности своей деятельности, предлагает решения самых сложных и противоречивых проблем.
Главная цель социальной адаптации – это интеграция личности в уже сложившуюся социокультурную систему и в систему социальных взаимоотношений.
Чтобы цель была реализована, адаптация должна произойти в соответствии с несколькими этапами (фазами):
- деконструкция старой программы, что приводит к сложной ситуации, когда поведенческие паттерны и шаблоны постепенно утрачивают свою актуальность и эффективность, а новые паттерны еще не сформировались. На этом этапе актуализируются временные механизмы социальной адаптации, которые позволяют преодолеть кризисную ситуацию;
- второй этап анонсирует формирование новой стратегии, программы развертывания механизмов регуляции;
- на третьем этапе адаптационные показатели постепенно стабилизируются, вырабатываются новые поведенческие стратегии.
Таким образом, процесс адаптации характеризуется как структурированный и многоэтапный. Все этапы связаны друг с другом и идут друг за другом. Нарушение последовательности может привести к дестабилизации личности, неэффективной адаптации, асоциальному и опасному поведению. Поэтому изучению адаптации социологи отводят особое значение. Также исследователи подчеркивают, что социальная адаптация как процесс должна осуществляться не в экспресс-формате, а на нескольких уровнях. Так становится проще контролировать ее, нивелировать негативные установки и давать возможность человеку нормально развиваться в соответствии с текущими требованиями.
Факторы и виды адаптации личности к социальным условиям
Когда личность приспосабливается к новым условиям, к новой социальной и культурной ситуации, то на процесс влияют личностные и внешние факторы адаптации. Условно исследователи подразделяют эти факторы на два уровня:
- первый уровень - индивидуальные, психологические факторы – личностные и типологические особенности индивидуума. Сюда относят и его актуальное состояние, уровень мотивированности, контроля над собственными действиями, самооценку и саморефлексию, особенности когнитивной эмоциональной сферы и темперамент индивида. на данном уровне осуществляется поддержание собственного психического равновесия личности;
- второй, социально-психологический уровень социальной адаптации, включает в себя все факторы микросоциального взаимодействия и факторы влияния окружения индивида.
Уровни социальной адаптации могут по-разному взаимодействовать друг с другом и по-разному воздействовать друг на друга. Исследователи акцентируют внимание на том, что многоуровневость социальной адаптации обеспечивается сложностью человеческой личности. Индивид многогранен, он нуждается в самореализации, в актуализации своих навыков и знаний. Также индивид нуждается в мотивации адаптироваться к новым условиям, чтобы он мог стать полноценной и полноправной личностью, воспринимающей любые условия окружающего мира. К сожалению, сегодня эти факторы упускаются и человеком, и специалистами, в связи с чем процесс адаптации сопряжен с проблемами, противоречиями - люди испытывают внутреннее напряжение, диссонанс между собственными установками и теми установками, которые приняты в обществе.
В зависимости от результата приспособления к новым социокультурным условиями выделяют несколько видов социальной адаптации, а именно:
- нормальный,
- девиантный,
- патологический.
Под нормальной адаптацией понимают процесс, который приводит личность к успешной адаптированности. Патологические изменения в структуре личности не обнаруживаются, индивид спокойно воспринимает изменения, быстро реагирует на них и проявляет готовность к тому, чтобы подстраиваться под эти меняющиеся условия, в результате чего он продолжает свою жизнедеятельность внутри группы, взаимодействуя с другими ее членами.
Второй вид адаптации – девиантная. Она характеризуется удовлетворением потребностей личности без учета состояния группы. Девиантная адаптация более сложная, она выражается не в одной, а в двух формах. Первая – конформистская, подразумевающая преодоление человеком внутригрупповых ситуаций и проблем с использованием привычных механизмов их разрешения. Вторая форма – новаторская, когда создаются новые ценности, призванные эффективно разрешить ситуацию или предложить новые пути ее нормализации.
Говоря о патологической адаптации, следует выделить такие ее характеристики, как повышенная активность личности, которая реализуется посредством патологических механизмов и форм поведения. Они приводят к ненормальному развитию личности, и адаптация в данном случае окажется невозможной, или она реализуется, но будет выражаться в невротических и психозных состояниях индивида.