Великий экономический кризис 1929-1933 гг.
Антикризисная программа, принятая Франклином Рузвельтом в США носит название как политика “нового курса”, ее приоритетные задачи выражались в кардинальном реформировании экономического состояния страны и введением новых социальных реформ.
Основной предпосылкой реформ Рузвельта стал мирокой экономической кризис (1929-1933 гг.), который особенно сильно отразился на экономике США, сокращая вдвое производство, товарный оборот и промышленный экспорт страны. В связи с тем, что множество финансовых фирм, государственных и частных фондов, банковских учреждений - обанкротились, к 1932 году объем общего производства страны составил 54% (в доле от докризисного 100%).
За годы великого кризиса каждый третий американский рабочий был лишен трудового места, каждый пятый банк в США прекратил свое существование в связи с банкротством национальных фондов. Неуплата налогов, рост государственного долга, сотни бездомных и множество других только визуально заметных последствий охватили всю страну.
При отсутствии государственного управления социальной защиты нуждающихся, обрушившийся на страну экономический бедственный кризис до предела обострил межклассовые противоречия, которые существовали и в докризисное время.
Десятки тысяч демонстрантов, лишившихся рабочих мест по всей стране, и ряд других общественных внегосударственных мероприятий говорили о невиданной ранее в США накаленной атмосфере. Соединенные Штаты оказалась в предреволюционной ситуации, что требовала немедленных действий со стороны государства, которое бы радикально изменило уклад прежней жизни, осуществив программу социальных и экономических реформ.
Основы экономической реформы Ф. Рузвельта
Весна 1933 года в США характеризуется как пиком великого кризиса, так и общественной надеждой на радикальные перемены, в связи с новым президентством - кандидатом от демократической партии Ф. Рузвельтом. Франклин Рузвельт - вошедший в историю США как дальновидный политик, понимавший общегосударственное настроение и необходимость назревших реформ, которые бы изменили устройство экономической системы и сформировали новую социальную программу.
Для решения вопроса необходимо было реализовать мощный антикризисный механизм, который бы предотвращал революционный исход событий, но способствовал стабилизации ситуации, смягчению экономического давления и улучшению общих экономических параметров.
Администрация президента Рузвельта под его руководством сформировала программу немедленных антикризисных мер, вошедшую в историю как политика “нового курса”. На период “ста дней” президентства, Рузвельт изложил основные положения и законопроекты, регулирующие общеэкономическую сложившуюся ситуацию в стране. Данные положения касались всех сфер социально-экономической жизни населения и носили больше революционно-радикальный характер, чем постепенный.
Основные положения данной программы выражались в следующих аспектах:
- реформирование финансовой системы;
- восстановление промышленности (импорта и экспорта);
- создание условий для развития сельского хозяйства;
- социальное реформирование (борьба с безработицей);
- судебная реформа;
- административная реформа;
- реформирование внешней политики;
- конституционные корректировки.
Программа Рузвельта хоть и была вызвана временем, но ее основы были сформулированы еще в 1928 году, когда Ф. Рузвельт стал мэром от демократической партии в штате Нью-Йорк, его положение об “ответственности государства за жизнь своих граждан” стала предпосылкой для формирования новой программы.
Данное положение нашло воплощение в радикальных на тот момент программах и реформах, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь предпринимательской деятельности, в частности помощь фермерам, фермерским сообществам, регулирование рынка сельскохозяйственных услуг и товаров, решение вопросов с рабочим законодательством, поддержкой школ и системы здравоохранения.
Одной из наиболее приоритетных задач первого цикла начавшихся перемен 1933 года, является задача государственного сохранения финансовой системы, сохранения управлением государственного бюджета и частного капитала США.
В объединении частных и государственных финансовых структур Ф. Рузвельт предполагал укрепление капиталистических отношений в обществе и сохранение политической стабильности. Однако, для этого требовались незамедлительные государственные меры, как для поддержки социальной сферы, так и для интеграции государственного и предпринимательского бюджета.
Реформы социальной сферы
Экономико-социальная программа "нового курса" к тому времени была сфокусирована на восстановлении абсолютно увядшей банковской системы США. С этой задачей на базе принятого Конгрессом Чрезвычайного финансового закона, предоставившего президенту страны широкие полномочия в банковской сфере, Рузвельт временно заморозил счета всех банков страны с целью их конечной ревизии для дальнейшего регулирования.
После установления кредитоспособности банковских учреждений и выявлении путем качественной проверки надежных банковских структур, Министерство финансов США сформировало разрешение дальнейшего функционирования 4507 национальных и 4517 штатных крупных банков. Менее надежные банковские учреждения стали нелегитимными и были ликвидированы.
Процесс сокращения банковской системы естественным образом привел новые потоки и инвестиции в государственный бюджет страны, так как вкладчики отдавали предпочтения наиболее крупным банковским сетям в вопросах получения кредитов. В тоже время, новые кредитные формирования пополняли Реконструктивные бюджетные корпорации.
После сокращения банковской системы был издан следующий радикальный указ президента, который предполагал установление тотального контроля за золотым запасом страны, находящемся в обороте. В стране был объявлен запрет на экспорт золота, а граждан государство обязывало сдать всё частное золото в резервные банки, если их сумма превышает 100 долларов.
В то время ни один банк, кроме банков ФРС, не мог иметь золота ни в обороте, ни в запасе, так как государство гарантировало применение мер уголовной ответственности за нарушение нового положения. В тоже время был запущен процесс выпуска новых долларов, не подкрепленных золотым запасом страны.
Данные меры государства означали, что США отходят от золотого стандарта, что в конечном счете привело к радикальному скачку инфляции, на которую ФРС должен реагировать путем регулирования финансовых структур страны. Это обеспечило значительное расширение функций и роли ФРС в финансовой системе.
В 1933 году Рузвельт принял закон об оздоровлении промышленного комплекса в стране, который непосредственно затрагивал и трудовые отношения, а значит а аспекты социальной политики. Данное положение предоставило рабочему классу право на участие в различных коллективных договорах, организациях и профсоюзах. Тем не менее это не означало запрет предпринимателям заключать прежние договорные соглашениями с рабочими, закон регламентировал три базовых условия труда:
- минимальная заработная плата не менее 12 – 15 долларов в неделю;
- максимальный рабочий день до 8 часов;
- запрещение детского труда до 15 лет.
Первостепенная роль государственного аппарата и президентства в частности в период политики “нового курса” наиболее активно отражалась на конкретных направлениях социальной политики. На тот момент в США наиболее остро стоял вопрос с безработицей, так как половина производственных предприятий страны прекратили свое существование.
Для минимизирования количества безработных новая экономическая программа предусматривала формирование федеральной администрации, которая бы осуществляла помощь гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации. Таким образом, на помощь безработным было израсходовано более 4 млрд. долларов из государственного бюджета.