Подготовки к трудовой деятельности в исправительных учреждениях
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: «Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях»
Цель: Создать условия для усвоения студентами материала по теме «Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях».
Задачи для преподавателя:
1.Дать студентам определение понятия «исполнение наказаний».
2.Рассмотреть главную цель организации труда в местах лишения свободы и значение труда осужденных.
3. Определить содержание трудового и профессионального воспитания.
Задачи для студентов:
1.Усвоить понятие исполнения наказаний.
2.Уяснить главную цель организации труда в местах лишения свободы и значение труда осужденных.
3. Научиться определять содержание трудового и профессионального воспитания.
Основу любого общественного строя составляет труд. Он является естественной необходимостью. Без труда немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека.
Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, являются по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются, как правило, специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями.
Главная цель организации труда в местах лишения свободы – исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных.
Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности.
Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд, так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на свободе и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме этого неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико.
По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т. е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений.
Оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом».
Содержание трудового и профессионального воспитания:
- формирование потребности в труде, воспитание человека-труженника, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
- формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
- профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
- развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;
- профессионально-правовое воспитание – передача сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений, и др.
Организация трудового воспитания предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая в ту или иную деятельность осужденных, необходимо учитывать: состояние здоровья осужденного, пол, возраст, способности, срок наказания, характер совершенного преступления и др.
Главное в трудовом воспитании – формирование убеждения, что труд является одной из основных общечеловеческих ценностей. Каждому осужденному с учетом его личностных качеств и состояния трудоспособности необходимо по возможности определить тот вид и характер трудовой деятельности, который он может определить ступенчато (т.е. с перспективой): от тяжелого, приводящего к психологической встряске труда, к труду квалифицированному, требующему для своего качественного выполнения высокого интеллектуального, профессионального и культурного уровня. Стержневым в трудовом воспитании выступает отношение осужденных к труду и мотивация этого отношения.
Итак, при определении отношения к труду следует учитывать личностные особенности осужденных во всем их многообразии.
Основные формы трудового воспитания:
- трудовое соревнование (индивидуальное и коллективное);
- слеты передовиков производства;
- экономические конференции (учеба);
- общественные смотры и рейды;
- производственные собрания;
- вечера, посвященные разным профессиям;
- встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий;
- школы передового опыта;
- трудовые вахты и декадники, месячники.
Трудовое соревнование является основной формой трудового воспитания осужденных и развития у них трудовой и общественной активности. Чтобы оно не превратилось в формальность, необходимо главные усилия направлять на развития духа состязательности, соперничества на здоровой нравственной основе. Условия трудового соревнования должны вырабатываться с участием всех осужденных. Формы трудового соревнования: за повышение производительности труда, за выпуск продукции с первого предъявления, за быстрейшее освоение новой продукции, за досрочное выполнение плана, за внедрение новых методов и новой технологии и т.п. Результаты должны и оформляться наглядно.
Экономические конференции проводятся инженерно-техническими работниками совместно с преподавателями профессионально-технического училища.
Конференции – одно из средств воспитания у осужденных любви к труду, избранной профессии, развития мышления и стремления к самообразованию, формированию навыков выражать собственное суждение по обсуждаемым вопросам. Тема конференции объявляется заранее.
Общественные смотры и рейды проводятся по проверке: качества выпускаемой продукции; обеспечения сырьем, инструментами, техническим оснащением рабочих мест; состояния борьбы за экономию сырья и электроэнергии; внедрения новой технологии; проведения дней качества.
Общественные смотры проводятся раз в год в соответствии с разработанным Положением, где определен порядок проведения и поощрения победителей. Рейды проводятся с целью: контроля за качеством выпускаемой продукции; соблюдения правил техники безопасности; проверки по соблюдению трудовой дисциплины и культуры производства.
Производственные собрания проводятся ежемесячно. На них обсуждаются производственные вопросы. Цель этих собраний: повышение трудовой активности осужденных; освоение новой техники и технологии; внедрение новых приемов труда; развитие рационализаторства и изобретательства. По итогам собрания вырабатывается решение, которое принимается голосованием для выполнения всеми осужденными.
Вечера, посвященные разным профессиям. Методика проведения вечера: выступление специалистов (гостей или самих осужденных) по определенной профессии; показ своей специальности (продуктов деятельности, процесс выполнения); поощрения и концерт.
Встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий. Цель: обмен производственным опытом, воспитательное воздействие на осужденных.
Подготовка встречи: составляется программа; определяются конкретные участники и темы выступлений; оформляется наглядная агитация и объявления; концерт.
Школа передового опыта и классы мастеров, где рассматриваются эффективные приемы и методы трудовой деятельности. Цель: обучить осужденных передовым методам труда без отрыва от производства. Для этого привлекаются передовики труда, рационализаторы, коллективы шефствующих предприятий, которые помогают осужденным повысить качество выполняемых работ, производительность труда, овладеть современным оборудованием. Трудовые вахты и декадники проводятся в честь знаменательных дат и важных событий (в честь Дня отряда, Дня смотра полезных дел). Цель: повышение производительности труда.
Работа по рационализаторству и изобретательству тесно связана с различными конкурсами. Она способствует внедрению новых передовых форм и способов производственной технологии.
Таким образом, методически правильно организованное трудовое воспитание осужденных не только способствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышает результативность их социализации после выхода на свободу.
Организация труда на тех производствах, где используется рабочая сила осужденных, безусловно, содержит основные элементы общепринятого ее понятия. Однако особенности рабочей силы, применяемой в деятельности производственных подразделений учреждений УИС, определяют и специфику организации труда.
Заключительный этап
1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний:
2. Что мы имеем в виду под понятием «личность»?
3. Оценка знаний
4. Домашнее задание: изучить конспект по теме, выписать в словарь определения понятий.
Список литературы:
1. Пенитенциарная педагогика. Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Байдаков Г.П., Буданов А.В., Васильев В.В., Григорьев Ю.Л., и др.; Под ред.: Зубков А.И., Стурова М.П. - Рязань: Изд - во РВШ МВД РФ, 2003.
2. Генкин, В. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях : учебник / В. М. Генкин. - M.: Норма, 2008.