Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях

  • 👀 248 просмотров
  • 📌 175 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях» docx
Тема «Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях» Основу любого общественного строя составляет труд. Он является естественной необходимостью. Без труда немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека. Поэтому-то он и называется общественно полезным трудом. Общественно полезный труд является основой исправления осужденных. Это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта. Труд создал самого человека и благодаря этому стало возможным появление и развитие человеческого общества. Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, являются по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются, как правило, специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями. При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение свободы не будет связано с привлечением к общественно полезному труду и проведением воспитательной работы, то оно останется лишь карой за совершенное преступление. Таким образом невозможно добиться выполнения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных. Положение, что труд – основа исправления осужденных является общепризнанным. Главная цель организации труда в местах лишения свободы – исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности. Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд, так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на свободе и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме этого неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико. «Приобретение специальности лицами, ранее ее не имевшими, повышение квалификации или овладение новой специальностью имеет большое значение для подготовки осужденных к честной трудовой жизни на свободе, для предупреждения рецидива. Приобретение специальности или повышение квалификации имеют также большое воспитательное значение». В пенитенциарных учреждениях созданы все условия для приобретения специальности и повышения квалификации. Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях преследует и иные цели, в частности экономическую, социальную и оздоровительную. Экономическая цель труда осужденных состоит в том, что они работают на себя и на общество, членами которого они являются и которое готово принять их после отбытия наказания. Результаты труда осужденных служат средством возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Важность экономической цели труда осужденных трудно переоценить, однако, согласно ст. 103 УИК РФ, «Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных». Социальная цель в основном заключается в получении или в сохранении уже имеющейся специальности, необходимой осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Для достижения этой социальной цели служат созданные в пенитенциарных учреждениях промышленные производства и общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т. е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений. Оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом». Таким образом, на практике общественно полезный труд необходим как средство исправления осужденных, но он не эффективен если они не заинтересованы в своем труде. Поэтому нужно максимально заинтересовать в результатах их труда, чтобы они просили предоставить им работу, выступали с предложениями по внедрению передовых методов труда, предлагали выпускать новые виды продукции и ее реализацию. Трудовое воспитание осужденных связано со всем процессом исправительного воздействия, с применением всех методов и форм исправления и воспитания. Трудовое воспитание осужденных – это процесс закрепления или формирования трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознанной потребности трудиться. Содержание трудового и профессионального воспитания: ­ формирование потребности в труде, воспитание человека-труженника, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества; ­ формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ­ профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права; ­ развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности; ­ профессионально-правовое воспитание – передача сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений, и др. Организация трудового воспитания предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая в ту или иную деятельность осужденных, необходимо учитывать: состояние здоровья осужденного, пол, возраст, способности, срок наказания, характер совершенного преступления и др. Эффективность трудового воспитания, как подчеркивал А.С. Макаренко, в большой степени зависит от соединения труда с нравственным воспитанием. Благодаря трудовому воспитанию у осужденных формируются такие качества, как: трудолюбие, желание участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, осознание долга и ответственности за порученное дело, дисциплинированность, исполнительность и ответственность, уверенность в себе; самоконтроль, чувство справедливости и объективности, настойчивость и инициативность, самоутверждение личности в коллективе, уважительное отношение к результатам чужого труда, умение распределять свое время и т.д. Дисциплинированность означает сознательное исполнение человеком общественного долга, осознание им необходимости вести себя в обществе так, чтобы личное поведение не противопоставлялось общественным интересам. При характеристике трудового воспитания осужденных необходимо учитывать: выполнение дневного задания; качество изготовляемой продукции (что свидетельствует о степени профессиональных трудовых навыков и умений); внесение рационализаторских предложений; побуждения, которые заставляют их работать так, а не иначе. Главное в трудовом воспитании – формирование убеждения, что труд является одной из основных общечеловеческих ценностей. Каждому осужденному с учетом его личностных качеств и состояния трудоспособности необходимо по возможности определить тот вид и характер трудовой деятельности, который он может определить ступенчато (т.е. с перспективой): от тяжелого, приводящего к психологической встряске труда, к труду квалифицированному, требующему для своего качественного выполнения высокого интеллектуального, профессионального и культурного уровня. Стержневым в трудовом воспитании выступает отношение осужденных к труду и мотивация этого отношения. Мотивация активной работы может быть разной: нежелание возвращаться в жилую зону; нежелание участвовать в воспитательных мероприятиях; нежелание ходить в школу, ПТУ. Статистические данные показывают, что 51,1 % – работают на производстве с желанием; 8,4 % – чтобы избежать упрека со стороны воспитателя; 27,4 % –- чтобы время летело быстро; 8,1 % – из-за боязни получить взыскание, у 4,7 % – другие мотивы. Итак, при определении отношения к труду следует учитывать личностные особенности осужденных во всем их многообразии.  Формы трудового воспитания осужденных и методика их проведения Особое значение А.С. Макаренко придавал коллективному характеру труда, который ставит людей в отношения взаимного контроля, деловой ответственной зависимости. Коллективный труд способствует вовлечению осужденных в трудовое соревнование, способствующее развитию инициативы и творчества, трудовой взаимопомощи и взаимовыручки. Основные формы трудового воспитания: - трудовое соревнование (индивидуальное и коллективное); - слеты передовиков производства; - экономические конференции (учеба); - общественные смотры и рейды; - производственные собрания; - вечера, посвященные разным профессиям; - встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий; - школы передового опыта; - трудовые вахты и декадники, месячники. Трудовое соревнование является основной формой трудового воспитания осужденных и развития у них трудовой и общественной активности. Чтобы оно не превратилось в формальность, необходимо главные усилия направлять на развития духа состязательности, соперничества на здоровой нравственной основе. Условия трудового соревнования должны вырабатываться с участием всех осужденных. Формы трудового соревнования: за повышение производительности труда, за выпуск продукции с первого предъявления, за быстрейшее освоение новой продукции, за досрочное выполнение плана, за внедрение новых методов и новой технологии и т.п. Результаты должны и оформляться наглядно. Слет передовиков производства проводится в масштабе учреждения не реже двух раз в год. Подготовительная работа: - разрабатываются условия; - вывешивается объявление; - выпускается стенгазета; - готовятся концерты художественной самодеятельности. Порядок проведения слета: - избирается президиум; - доклад об итогах трудового соревнования (гл. инженер); - выступления участников слета; - выступление гостей (шефы, родственники, общественность); - оглашение приказа о поощрении; - принятие обращения участников слета ко всем осужденным; - художественная часть (концерт, кинофильм). Экономические конференции проводятся инженерно-техническими работниками совместно с преподавателями профессионально-технического училища. Конференции – одно из средств воспитания у осужденных любви к труду, избранной профессии, развития мышления и стремления к самообразованию, формированию навыков выражать собственное суждение по обсуждаемым вопросам. Тема конференции объявляется заранее. Общественные смотры и рейды проводятся по проверке: качества выпускаемой продукции; обеспечения сырьем, инструментами, техническим оснащением рабочих мест; состояния борьбы за экономию сырья и электроэнергии; внедрения новой технологии; проведения дней качества. Общественные смотры проводятся раз в год в соответствии с разработанным Положением, где определен порядок проведения и поощрения победителей. Рейды проводятся с целью: контроля за качеством выпускаемой продукции; соблюдения правил техники безопасности; проверки по соблюдению трудовой дисциплины и культуры производства. Производственные собрания проводятся ежемесячно. На них обсуждаются производственные вопросы. Цель этих собраний: повышение трудовой активности осужденных; освоение новой техники и технологии; внедрение новых приемов труда; развитие рационализаторства и изобретательства. Собрания должны проходить на высоком деловом уровне. Подготовка собрания: - заранее определить повестку дня, тему; - определить докладчика; - определить время и место проведения; - обеспечить гласность; -добиться, чтобы осужденные принимали активное участие в подготовке и обсуждении вопросов повестки собрания, вносили предложения. По итогам собрания вырабатывается решение, которое принимается голосованием для выполнения всеми осужденными. Вечера, посвященные разным профессиям. Методика проведения вечера: выступление специалистов (гостей или самих осужденных) по определенной профессии; показ своей специальности (продуктов деятельности, процесс выполнения); поощрения и концерт. Встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий. Цель: обмен производственным опытом, воспитательное воздействие на осужденных. Подготовка встречи: составляется программа; определяются конкретные участники и темы выступлений; оформляется наглядная агитация и объявления; концерт. Школа передового опыта и классы мастеров, где рассматриваются эффективные приемы и методы трудовой деятельности. Цель: обучить осужденных передовым методам труда без отрыва от производства. Для этого привлекаются передовики труда, рационализаторы, коллективы шефствующих предприятий, которые помогают осужденным повысить качество выполняемых работ, производительность труда, овладеть современным оборудованием. Классы мастеров (25-30 человек) имеют целью дальнейшее улучшение работы по исправлению осужденных и обеспечение предприятий колонии квалифицированными специалистами. Занятия ведутся по специальной программе. Возглавляют школы передового опыта инженерно-технические работники учреждения. Трудовые вахты и декадники проводятся в честь знаменательных дат и важных событий (в честь Дня отряда, Дня смотра полезных дел). Цель: повышение производительности труда. Работа по рационализаторству и изобретательству тесно связана с различными конкурсами. Она способствует внедрению новых передовых форм и способов производственной технологии. На успешность трудового воспитания влияют сложившиеся в коллективе осужденных трудовые традиции, которые, по замечанию А.С. Макаренко, являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем создает и наилучшие условия для воздействия на личность. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность помогает выработке новых взглядов на труд, на значение коллективных усилий в жизни людей. А.С. Макаренко говорил, что труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказывался мало влиятельным фактором в ходе воспитания новых мотивов поведения. Таким образом, методически правильно организованное трудовое воспитание осужденных не только способствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышает результативность их социализации после выхода на свободу.  Организация труда на тех производствах, где используется рабочая сила осужденных, безусловно, содержит основные элементы общепринятого ее понятия. Однако особенности рабочей силы, применяемой в деятельности производственных подразделений учреждений УИС, определяют и специфику организации труда. Традиционное толкование причин низкой эффективности труда осужденных сводится в основном к их недостаточной трудовой активности. Последняя в свою очередь объясняется использованием определенной части осужденных на работах не в соответствии с их специальностью, недостаточной профессиональной подготовкой осужденных, присущими этой категории работников негативными личностными особенностями, а также рядом других причин. В силу неблагоприятно сложившихся экономических условий производственные предприятия находились на уровне выживания. Кроме того, переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду. В настоящее время уже решен вопрос о реформировании государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и создании на их базе центров трудовой адаптации осужденных, учебно-производственных мастерских и лечебно-производственных мастерских. Это позволит создать единый комплекс объектов труда и производства с системой профессиональной подготовки. Однако существующая система организации труда осужденных не соответствует современным требованиям, поэтому руководством ФСИН России предпринимаются всесторонние усилия, направленные на поиск, совершенствование и внедрение новых форм привлечения осужденных к труду. В условиях реформирования производственно-хозяйственной деятельности УИС данные проблемы приобретают еще и специфический социальный аспект, связанный с необходимостью осуществления деятельности в области трудовой адаптации и ресоциализации осужденных к лишению свободы. Реализация данной цели возможна в том случае, если совершенствуются и внедряются новые формы организации труда осужденных к лишению свободы; осуществляется развитие у осужденных основных трудовых навыков, происходит формирование у них потребности в труде, повышается уровень их профессиональной подготовки; присутствует рациональная расстановка рабочих кадров по рабочим местам; обеспечивается применение системы материального стимулирования труда осужденных; улучшаются безопасные для здоровья условия труда.
«Организационные аспекты подготовки к трудовой деятельности как необходимому направлению социальной работы в исправительных учреждениях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Бюллер Е.А., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Даурова Н.З.
Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot