Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация общественно полезного труда осужденных в ИУ. Освоение новых трудовых профессий.

  • 👀 298 просмотров
  • 📌 272 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация общественно полезного труда осужденных в ИУ. Освоение новых трудовых профессий.» docx
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ Тема: Организация общественно полезного труда осужденных в ИУ. Освоение новых трудовых профессий. Время: 1 академический час (40-45 мин.) Цель: создать условия для усвоения материала по теме «Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ. Освоение новых трудовых профессий». Задачи занятия: Обучающая: дать определение понятия «общественно полезного труда осуждённых», рассмотреть процесс организации общественно полезного труда осуждённых в ИУ, создать представление об освоении новых трудовых профессий. Развивающая: развивать мышление, память, внимание, воображение. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, целеустремлённость, интерес к будущей профессии. Вопросы: 1. Общественно полезный труд осуждённых и его функции 2. Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ 3. Освоение новых трудовых профессий Распределение времени: I Организационный момент – 2 минуты 1. Приветствие 2. Проверка присутствующих на занятии. Оценка внешнего вида II Основная часть – 40 минут 1. Вступительное слово. Формулировка темы, мотивации обучения 2. Вопрос 1. Общественно полезный труд осуждённых и его функции 3. Вопрос 2. Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ 4. Вопрос 3. Освоение новых трудовых профессий III Заключительная часть – 3 минуты. 1. Заключительное слово 2. Ответы на вопросы студентов 3. Домашнее задание Рекомендуемая литература: 1. Дмитров А.В., Сафонов В.П. Основы пенитенциарной психологии. - М., 2003. 2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/ Под ред. А.В. Бриллиантова. М., Проспект. 2011. 3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.И. Селиверстова. М., Проспект. 2011. 4. Лопина М.В. К вопросу о роли труда в процессе исправления осужденных // Общество и право. 2010. N 5. 5. Мухтобаева, Р.К. Проблемы организации труда в исправительных учреждениях / Р.К. Мухтобаева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. N 4. 6. Рыбак М.С. Ресоциализация осуждённых к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001. 7. Уваров И.А. Труд как средство исправления осуждённых в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. N 2. Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска. Место проведения лекции: аудитория. ХОД ЛЕКЦИИ I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1. Приветствие 2. Проверка присутствующих на занятии. Оценка внешнего вида II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Вступительное слово. Формулировка темы и постановка цели - Ст. 9 УИК РФ устанавливает, что исправление осуждённых – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. - Что относится к средствам исправления осуждённых? (Ответы студентов) - В отличие от режима другие средства исправления, называемые средствами исправительного взаимодействия, не входят в содержание наказания и не содержат элементов кары, то есть не лишают осуждённого каких-либо благ. Исходя из этого что, по-вашему, следует отнести к средствам исправительного воздействия? (Ответы студентов) - К средствам исправительного воздействия относят: 1. воспитательная работа; 2. общественное воздействие; 3. общеобразовательное обучение; 4. профессиональная подготовка; 5. общественно полезный труд. На этом занятии мы остановимся на одном из указанных средств исправительного воздействия, а именно общественно полезный труд, рассмотрим, каковы особенности его организации в ИУ, а также в рамках рассмотрения данного средства заденем проблему освоения заключёнными новых трудовых профессий. - Запишите, пожалуйста, тему и план занятия: Тема: «Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ. Освоение новых трудовых профессий». План: 1. Общественно полезный труд осуждённых и его функции 2. Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ 3. Освоение новых трудовых профессий 2. Вопрос 1. Общественно полезный труд осуждённых и его функции - Известно, что основу развития любого общественного строя составляет труд и его результаты. Им создаются материальные и культурные ценности, за счет труда содержатся государство, наука, культура, образование, медицина. Благодаря труду формируется и сам человек. Так, труд как средство исправительного воздействия использовался ещё во времена абсолютизма Петра I. Причём из прагматических соображений – мол, зачем калечить осуждённых, отрубая руки, ведь лучше пусть они работают, и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. В советские времена труд вообще стал превалирующим средством исправления осуждённых: труд рассматривался как процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознания потребности трудиться. В наши дни труд осуждённых к лишению свободы признается необходимой предпосылкой эффективного использования других мер исправительного воздействия, так как выполняет следующие функции: 1. Воспитательную функцию. В чем, по-вашему, заключается воспитательная функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ? (Ответы студентов) - Воспитательная функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ заключается в том, что занятие трудом в большинстве случаев формирует дисциплинированность, личную ответственность, умение доводить дело до конца, да и вообще систематическое занятие труда учит осуждённого воспринимать труд как само собой разумеющееся. 2. Экономическую функцию. В чем, по-вашему, заключается экономическа функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ? (Ответы студентов) - Экономическая функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ заключается в создании материальных ценностей входящих составной частью в национальный доход, но в решении этой задачи нельзя переусердствовать, нельзя ставить эту задачу на первую роль; в обеспечении возможности расходовать часть заработанных денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, частичного возмещения затрат на содержание заключённого; в возмещении материального ущерба причинённого преступлением; в пополнении фонда личных сбережений заключённых, который откладывается на момент освобождения. 3. Социальную функцию В чем, по-вашему, заключается социальная функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ? (Ответы студентов) - Социальная функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ заключается в том, чтобы способствовать возвращению осуждённых в общество с сохранёнными или вновь приобретёнными трудовыми навыками. 4. Оздоровительную функцию В чем, по-вашему, заключается оздоровительная функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ? (Ответы студентов) - Оздоровительная функция общественно полезного труда осуждённых в ИУ заключается в том, что потребность в активности – это биологическая потребность. Труд способен поддержать физический и психический тонус человека, не дать ему атрофироваться. Есть также взгляд, что трудовая занятость осуждённых позволяет снизить остроту сексуальной проблемы в местах лишения свободы. Как результат, каждый осуждённый должен работать. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. При этом, труд является обязательным только для трудоспособных осуждённых: лица пенсионного возраста и инвалиды первой и второй группы привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ). И здесь возникает вполне логичный вопрос: Может ли общественно полезный труд оказывать должное исправительное воздействие на осуждённого, если он носит принудительный характер и организован под страхом наказания? (Ответы студентов) - Здесь следует согласиться с мнением О.Г. Ковалёва который указывает, что исправительная сущность труда заключается в его целесообразности для того, кто трудится, и только хорошо организованный, оплачиваемый труд, способствует ресоциализации осуждённого, поскольку даёт ему возможность не только обеспечить себя, но и оказать материальную помощь семье и выполнить решения суда о взыскании с осуждённых исков и алиментов. Далее мы рассмотрим то, какой сегодня является организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ. 3. Вопрос 2. Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ Организация общественно полезного труда осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ИУ, сегодня - это многосторонняя деятельность. С одной стороны – это упорядоченная, приведённая в систему производственно-хозяйственная деятельность центров трудовой адаптации учреждений и органов ИУ. С другой – это трудовая деятельность лиц, лишённых свободы в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и трудового законодательства Российской Федерации, занятых на промышленных предприятиях ИУ, а также других объектах, которые располагаются за пределами учреждений, при строгом соблюдении требований безопасности и постоянного надзора. Организация общественно полезного труда осуждённых в ИУ определена следующими принципами: 1. обязательность труда; 2. общественная полезность труда; 3. труд не должен приносить осуждённым физических страданий; 4. сочетание труда и профессионального обучения; 5. признание труда в качестве средства исправления; 6. использование осуждёнными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения. Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осуждённых к лишению свободы. К основным формам организации общественно полезного труда осуждённых в ИУ относят: 1. Центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осуждённых, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. 2. Федеральные государственные унитарные предприятия предназначены для привлечения осуждённых к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (например, лесозаготовка, обработка и переработка древесины) как структурные подразделения этих учреждений или объединения учреждений. 3. Привлечение осуждённых к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций. Договор (контракт) обязательно предусматривает: количество осуждённых, выводимых на эти объекты; заработную плату, а также средства для выплаты осуждённым необходимых пособий; специальную изоляцию рабочих мест, на которых будут работать осуждённые, от остальных объектов организаций; имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями; обеспечение безопасных условий труда работающим осуждённым, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде. 4. Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возлагается на осуждённых, обладающих соответствующими специальностями (маляры, штукатуры, слесари-сантехники, столяры, парикмахеры и т.п.). Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утверждённых Минюстом России. Нормальная продолжительность рабочего времени осуждённых не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для отдельных категорий осуждённых к лишению свободы устанавливается согласно ст. 92 ТК РФ сокращённая продолжительность рабочего времени. Так, для работающих осуждённых, являющихся инвалидами I или II группы, – 35 часов в неделю; для осуждённых, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – не более 36 часов в неделю. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осуждённые. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для осуждённых в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов; для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением. Для осуждённых, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращённая продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов. Оплата труда лиц, лишённых свободы, регулируется ст. 105 УИК РФ, где установлено, что осуждённые имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством о труде. Размер оплаты труда осуждённых, отработавших полностью определённую на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда осуждённого при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осуждённым времени или в зависимости от выработки. Осуждённые могут привлекаться к труду без его оплаты (ст. 106 УИК РФ), но только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Инвалиды первой или второй группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию. К таким работам осуждённые привлекаются в порядке очерёдности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по желанию осуждённых. 4. Вопрос 3. Освоение новых трудовых профессий Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях ор­ганизуется обязательное освоение новых трудовых профессий осуждёнными к лише­нию свободы, не имеющих профессии (специальности), по кото­рой осуждённый может работать в ИУ, а также после освобож­дения из него. Исключением из этого предписания являются осуждённые инвалиды I и II групп, а также осуждённые мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Если же они желают приобрести ту или иную трудовую профессию, то такая возможность им предоставля­ется. Подобное отношение законодателя к получению профес­сии обусловлено тем, что наличие у осуждённых трудовой профессии является важным фактором не только для его правопослушного поведения в период отбывания лишения свободы, но и для ус­пешного включения в жизнь после освобождения из мест лише­ния свободы. Освоение новой трудовой профессий способствует выработке у осуждённого честно­го и добросовестного отношения к труду. При этом подготовка высоко­квалифицированных работников имеет важное значение не только для самих осуждённых и ИУ, но и для общества в целом. Это приобрело особую актуальность в настоящее время, когда имеется избыток рабочей силы, повышаются требования к ра­ботникам. Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установ­ленного образца. Основным видом профессиональной подго­товки осуждённых в местах лишения свободы является их обу­чение в профессионально-технических училищах, создаваемых при исправительных учреждениях. Осуждённые обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наибо­лее сложным профессиям - до 1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях, обучаются в ПТУ с отрывом от производства. Вторым видом профессиональной подготовки осуждённых в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсово­го обучения. В процессе данного вида обучения решаются зада­чи как начальной профессиональной подготовки, так и повы­шения квалификации осуждённых. Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др. По окончании обучения сдаются квалификационные экзаме­ны и выдаётся документ единого образца, свидетельствующий о получении осуждёнными соответствующей специальности или профессии. Получение не имеющим профессии осуждённым специально­сти является его специфической обязанностью, за уклонение от выполнения которой к нему могут быть применены предусмот­ренные УИК РФ меры воздействия. В отношении осуждённых, отбывающих пожизненное лише­ние свободы, осуществляется лишь профессиональная подго­товка непосредственно на производстве учреждения, испол­няющего данный вид наказания. III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Заключительное слово Таким образом, основными принципами организации труда осуждённых к лишению свободы являются: обязательность труда; общественная полезность труда; труд не должен приносить осуждённым физических страданий; сочетание труда и профессионального обучения; признание труда в качестве средства исправления; использование осуждёнными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения. Осуждённые привлекаются к оплачиваемому труду: на собственных производствах исправительных учреждений; на предприятиях исправительных учреждений; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений, и вне их; по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений; в форме предпринимательской деятельности. Нормальная продолжительность рабочего времени осуждённых к лишению свободы установлена согласно ТК РФ и не может превышать 40 часов в неделю. Работающие осуждённые имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Осуждённые к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством. Из их заработной платы помимо обязательных для всех работников отчислений производятся удержания для возмещения расходов по содержанию. Профессиональное обучение в исправительных учреждениях реализовывается в двух формах: начальное профессиональное образование (обучение осуждённых в профессиональных училищах) и профессиональная подготовка осуждённых (обучение на производстве). 2. Ответы на вопросы студентов 3. Домашнее задание Подготовить презентацию на тему: «Проблемы организации труда осуждённых в ИУ»
«Организация общественно полезного труда осужденных в ИУ. Освоение новых трудовых профессий.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot