Социальные реформы в Италии
Государственная экономическо-политическая система Италии, начиная с начала 90-х и продолжающаяся до сегодняшнего дня, характеризуется особым положением социальной сферы в стране. Вопросы социального обеспечения населения занимают доминантные роли в экономике и преобладают в ней уже несколько десятилетий. Поворотным моментом и финальным толчком на реформирование экономической системы повлиял факт сближения европейских государств во время процессов всеобщей европейской интеграции в единую социально-экономическую структуру.
Одним из преобладающих проблем в социальной жизни Италии остается традиционное различие между югом и севером страны. Сравнивая различные показатели и рассматривая каждый регион по отдельности, а также учитывая уровень внутренней миграции можно прийти к выводу, что север государства является наиболее экономически развитым и выгодным в глазах среднестатистического итальянца, что создает непростую социальную ситуацию в стране. Для сравнения, уровень безработицы на юге составляет более 20%, на севере показатель равен 7,5%, имея тенденцию к снижению.
Социальное страхования в Италии в экономически слабых регионах, помимо своей основной функции, зачастую выполняют роль пособий по безработице и выплат социальной поддержки. Причиной неравномерного распределения социального бюджета является нерентабельность государственной инвестиции в низко развивающиеся регионы страны.
Одним из факторов, характеризующих экономику Италии является высокий процент от общей доли незанятых женщин, чье число в государственных показателях по безработице составляет 16% (уровень мужской безработицы составляет 9%).
Проводимая социально-экономическая политика в стране отражает отрицательные социально гарантированные секторы в экономики. Государственная соц. политика не всегда может гарантировать предотвращение риска потери какого-либо дохода у определенной доли населения. Это отражает неспособность государства в полной мере предоставлять общеевропейскую защищенность гражданам в вопросе социальных услуг, основными аспектами в которых являются:
- социальное обеспечение по безработице;
- выплаты в сферах материнства, отцовства, сиротства, инвалидности и т.д.;
- обеспечение достойного уровня жизни лицам с ограниченными возможностями;
- охрана человеческого капитала.
Социальные расходы в Италии исходят из актуальности и социальных потребностей населения. Однако по устройству экономики, Италия характеризуется асимметричной структурой распределения расходов из общего соц. фонда. Это особенно отчетливо заметно если сравнивать общеевропейское пенсионное обеспечение - 11,9% с показателями в Италии - 15,4% в ВНП. При этом, материнство, отцовство, проблемы сиротства, образования и политики расходуют всего 0,8%. Из за этого Италию часто называют “странной пожилых”.
Проблема старения нации в общей социальной картине исходит и от отрицательных демографических показателей. Уровень рождаемости в стране на сегодняшний день составляет 1,2 ребенка на одну среднестатистическую семью, что является одним из самых низких показателей в ЕвроСоюзе. Тем не менее, если посмотреть на направление графика общей численности населения в Италии, можно увидеть неизменяющеюся тенденцию к повышению (что характерно для европейского демографического развития).
Рисунок 1. Изменение численности населения Италии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Непростое социальное положение в стране требует модернизации экономической системы путем проведения новых социально-экономических реформ. Однако на реализацию новой экономической программы влияют территориальные и политические нерешенные проблемы в стране.
Экономико-социальное развитие и система социальной защиты Италии
Управление экономико-социальным положением в Италии лежит на государственной системе, однако общие положения и экономический курс Европейского Союза естественным образом и без постороннего вмешательства других стран, воздействует на развитие экономики в стране.
В связи с территориальным разрывом социальной помощи в стране, а также различием доходов граждан привело к тому, что социальные услуги и инструменты материальной помощи населения, которые обеспечивают гарантию минимальных отчислений, гарантию социальных выплат в разы лучше развиты на более богатом севере страны, чем не менее прибыльном юге, где зачастую люди не рассчитывают на реальную социальную государственную поддержку, а полагаются на помощь родственников.
Разность деления социальной помощи в стране обусловлена и разностью заработной платы населения, которая играет важнейшую роль в распределение социального финансирования:
Рисунок 2. Территориальное деление заработной платы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тем не менее существующая политика социальной поддержки Италии старается максимально реализовывать соц. программы, которые не унифицированы конкретной территорией или регионом. Таким образом проекты, установленными местными органами здравоохранения USL не нуждаются в головном государственном согласовании и реализовываются по собственному усмотрению таких регионов, как:
- Сардиния;
- Пьмонт;
- Ломбардия;
- Колабрия;
- Лацио;
- Молизе.
В группе регионов Лацио, Молизе до 1992 года вообще полностью отсутствовала система регулирования минимального социального обеспечения, только в Кампанье местным правительством было предусмотрены меры по содержанию под государство несовершеннолетних сирот, а в Апулии – содержанию престарелых.
Система материальной поддержки в Италии сегодня ограничена временем и для продления определенной услуги социального пакета необходима проверка финансового состояния гражданина. В пакет материальных услуг относятся не только денежные средства, но и бесплатное питание, пользование общественным транспортом, оплата коммунальных услуг и жилья, средства для досуга и развлечений.
Предоставление данного вида социальной помощи находится в компетенции регионов, потому финансирование связанное с обеспечением граждан осуществляется за счёт региональных бюджетов.
Для Италии, также как и для ряда других стран Евросоюза характерны определенные предпосылки для получения социальной выплаты. К основным таким предпосылкам относятся низкий уровень материального дохода (либо его отсутствие) и отсутствие имущества, которое бы облагалось государственным налогом для обеспечения социальных систем.
Финансирование системы социальных выплат в Италии осуществляется полностью из государственного бюджета.