Государственные социальные программы
Осуществление планомерного государственного регулирования социальной политикой неразрывно связано с вовлечением в данный процесс административных, социальных, политических и экономических методов. Высшие формы государственного управления базируются на выработанных и проверенным временем социальных программ, которые классифицируются по степени направления на:
- общегосударственные программы;
- национально-общественные;
- программы экономических реформ.
Таким образом, ряд политико-социальных программ воплощают единую политическую систему создания условий общего социально-экономического развития и обеспечения социальным пакетом всех слоев и соц. групп населения.
Основу данной системы составляют общие принципы первостепенности самых важных социальных показателей и результатов проводимых государством мер, на улучшение этих данных. Для реализации поставленных государством приоритетов преобразования социально-экономической сферы необходима отрегулированная структура административных, региональных, районных, областных, городских, сельских, поселковых, частных, учрежденческих связей взаимодействия.
Государственное регулирование в вопросах обеспечения и реализации социальной политики основывается на социальных, целевых общественно-государственных программах, которые составляют одну из важнейших форм управления.
Государственная целевая социальная программа минимизирования отрицательных факторов экономики (числа бедности и предотвращения ее возникновения) полагает и подразумевает ряд мер для уменьшения числа бедных граждан из общей социальной прослойки, обеспечение многодетных семей, детей сирот, инвалидов, пожилого населения, безработных граждан, бездомных, гражданам, находящимся на пределе черты бедности и другим наименее успешным социальным группам населения.
Государственные программы многоплановы и включают в себя ряд мер и целенаправленных действий государственного аппарата на разрешение определенных социально-экономических проблем. Программа социальной помощи населения подразумевает не только государственную заинтересованность в решении вопросах социальной сферы, но и индивидуальную заинтересованность каждого отдельного гражданина.
Помимо этого, структурообразующая элементами система социальной политики выражается качественным предоставлением социального обеспечения (социальной защиты, социальной помощи) и социальной работы, которая осуществляется специализированными учреждениями, образованными государством для обеспечения основных ее целей и задач по формированию системы взаимоотношений и целенаправленной политики в отношении семьи, детей, женщин, молодежи.
Система социального регулирования
Общественные экономические мероприятия, направленные на материальное обеспечение граждан и на минимизирование количества возможных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, отсутствия трудоустройства и др.) выражаются сложной системой социального обеспечения, которая включает в себя социальную защиту, социальную помощь и целый ряд общественных органов.
Система регулирования социальной политики характеризуется тремя основными субъектами: государственный аппарат, юридические и физические лица. Ориентированность государственной соц. политики всецело направлена на обеспечение всех членов общества, второстепенно - на отдельные социальные группы.
Первостепенная задача государственных мероприятий затрагивает непосредственно обеспечение возможностей для каждого гражданина, реализацию индивидуальных способностей для получения материального дохода, обеспечения минимального прожиточного минимума, защиту интересов общества потребления и индексацию доходов.
Второстепенная задача проводимых мероприятий социальной защиты относится к отдельным группам населения, в том числе к безработным, пенсионерам, инвалидам, ветеранам труда и военной службы, семьям с детьми, детям-сиротам, вынужденным переселенцам и беженцам, подвергшихся воздействию каких-либо политических или экономических факторов.
Система государственной социальной защиты формируется на нескольких основных принципах, к которым относятся: всеобщность, вседоступность, многообразие форм обеспечения, адекватность и необходимость относительно уровня развития экономики страны. Таким образом, система социальной защиты включает:
- пенсионные начисления;
- пособия по отсутствию трудоустройства;
- государственную структуру получения социальный льгот и пособий при, болезни, рождении ребенка и др.;
- универсальные социальные услуги защиты граждан;
- обеспечение необходимой помощи многодетным семьям;
- обеспечение дотациями и жилищными субсидиями большей части населения;
- обеспечение пособий на погребление;
- поддержка образования;
- поддержка системы здравоохранения;
- социальная защита;
- материальная и целевая помощь малообеспеченным;
- обеспечение социального страхования;
- обеспечение социальных гарантий.
На основе потребностей общества в сфере социальных услуг можно классифицировать основные функции системы социальной защиты, главные из которых: реабилитационная функция (смягчение последствие после каких-либо социально-отрицательных явлений, например, голод) и превентивная функция (заключается в минимизировании отрицательных соц. явлений).
Таким образом, распределение социальных услуг и благ среди населения полностью характеризуются и классифицируются двумя социально-государственными моделями.
Социальная работа
Социальная работа - особенная форма предоставления уполномоченными органами государственной и общественной помощи индивидууму с целью улучшения его благосостояния, материального, социального, культурного, либо духовного уровня жизни.
Социальная работа предоставляется как отдельным гражданам, так и общественным формированиям определенной соц. прослойки или группы населения.
Регулирование деятельности социальной политики происходит под гуманитарными и демократическими началами, основываясь на основных базовых структурах социального обеспечения:
- социально-экономический аспект;
- национально-региональный;
- политический;
- культурный;
- духовный.
Национально-региональная структура социальной политики заключается в активной деятельности, проходящей в определенной социальной группе под определенными территориальными условиями.
Политическая структура социальной работы связана с комплексом взаимодействия политической системы, в независимости от ее политической направленности (либеральной, консервативной, репрессивной, социалистической или капиталистической) и в независимости от практических условиях деятельности определенного органа.
Социально-экономическая структура политики обеспечения основывается на базовых общественных и социальных принципах, подразумевая, что важнейшими для общества приоритетами в получении социального пакета являются: доступ к получению трудовой занятости, система здравоохранения и образования, социальное обеспечение и социальное обслуживание и т.д.
Культурная структура социальной работы определяется уважением к другим традициям, другим убеждениям, другим культурным и жизненным ценностям отдельной социальной группы, сообществам, мировым культурным достижениям и ценностям.
Социальная работа является важным и необходимым условием для создания финансового социального фона, для поддержания активной жизнедеятельности общества и отдельной личности, поддержанием системы ценностей, философии, этики социальных взаимоотношений и идеалов.
Всецело, государственные механизмы взаимодействия между разными аспектами социальной жизни и составляют регулирование социальной политики.