Социолингвистика – это отрасль языкознания, которая занимается изучением языка в связи с социальными условиями его существования.
Общие сведения о социолингвистике
Социолингвистика – это наука о социальной обусловленности языка.
Впервые термин «социолингвистика» употребил американский социолог Г. Карри в 1952 году. Однако корни социолингвистики уходят глубже. Лингвистические исследования, которые учитывали обусловленность языковых явлений социальными явлениями велись еще в начале 20 века в России, Чехии, Франции.
Под социальным условиями подразумевается комплекс внешних обстоятельств, в которых язык функционирует и развивается. В него входят:
- общество людей, которые используют этот язык;
- структура этого общества;
- различия в возрасте, уровне образования, культуры, социальном статусе носителей этого языка;
- различия в речевом поведении носителей языка в зависимости от ситуации общения.
Социолингвистика имеет междисциплинарный характер, она возникла на стыке социологии и лингвистики. Современная социолингвистика является отраслью языкознания. Языковедческая природа этой науки определяется объектом, целями и задачами ее исследований. Но социолингвисты заимствовали методы у социологов: метод анкетирования, массовых обследований, интервью и опросов. Однако эти методы социолингвисты применяют в задачах изучения языка. На основе методов социологии вырабатываются собственные методические приемы работы с носителями языка и языковыми фактами.
Объект социолингвистики и основные понятия
Одним из основоположников современной социолингвистики является американский ученый У. Лабов. Он определяет данную дисциплину как науку, изучающую язык в его социальном контексте. Но внимание социолингвистов обращено не собственно на язык, а на то, как этим языком пользуются люди, составляющие то или иное общество. Учитываются при этом все факторы, которые могут оказывать влияние на использование языка – от характеристик носителей языка до особенностей конкретного речевого акта.
Социолингвистика, в отличие от генеративной лингвистики, имеет дело не с идеальным носителем языка, который порождает исключительно правильные высказывания на данном языке, а с реальными людьми, которые могут в своей речи нарушать нормы и правила, допускать ошибки, смешивать разные стили и т. д. Социолингвисты пытаются понять причину подобных особенностей реального использования языка.
Таким образом, при социолингвистическом подходе объектом изучения оказывается не сам язык, а его функционирование, а внутренняя структура языка принимается как данность и не подвергается специальному изучению. В обществах, в которых функционирует не один, а несколько языков, социолингвисты исследуют механизмы функционирования этих языков во взаимодействии.
Направления социолингвистики
Исследователи выделяют синхроническую и диахроническую социолингвистику. Синхроническая социолингвистика изучает отношения между языком и социальными институтами. Диахроническая социолингвистика занимается изучением процессов, характеризующих развитие языка в связи с развитием общества.
По критерию масштабности объектов изучения социолингвистика делится на микросоциолингвистику и макросоциолингвистику. Первая занимается анализом языковых отношений и процессов в реальных и небольших по численности группах носителей языка: в рабочем коллективе, в семье, в группе подростков и т. д. Макросоциолингвистика занимается изучением языковых процессов и отношений в крупных социальных объединениях – регионах, государствах, больших социальных группах, выделяемых по определенному признаку (по возрасту, уровню образования и т.д.).
В зависимости от того, на что направлены исследования, различают теоретическую и экспериментальную социолингвистику. Теоретическая изучает наиболее общие проблемы, например:
- выявление существенных закономерностей развития языка, доказательство их социальной природы;
- изучение социальной обусловленности функционирования языка;
- анализ процессов речевого общения, определяющее значение в которых имеют следующие факторы: набор социальных ролей участников коммуникации, условия реализации речевых актов, умение говорящих переключаться с одного кода на другой и т.д.;
- исследование взаимовлияния и взаимодействия языков в одном социуме, проблемы заимствования и интерференции элементов контактного языка;
- теоретическое обоснование процессов становления промежуточных языковых образований: койне, интердиалектов, пиджинов и т.д.
Теоретические положения о зависимости языка от социальных факторов необходимо закреплять эмпирическим материалом. Экспериментальной проверкой теоретических гипотез занимается экспериментальная социолингвистика.
Современный социолингвистический эксперимент – это очень трудоемкий процесс, который требует значительных организационных усилий и финансовых затрат. Задача экспериментатора – получение представительных и максимально объективных данных о речевом поведении людей и о других сторонах жизни языкового общества. такие данные должны характеризовать все социальные группы, входящие в исследуемое языковое общество. Поэтому необходимы надежные инструменты и опробованная методика экспериментального исследования. Нужны обученные интервьюеры, которые способны строго следовать намеченной программе. Важное значение имеет правильно выбранная совокупность информантов.
Существует и прикладная социолингвистика, которая решает ряд практических задач. Одной из таких задач является проблема обучения родному и иностранным языкам. Так, традиционная методика преподавания основывается на грамматиках и словарях, в которых фиксируются внутриструктурные свойства языка, правила использования слов, синтаксических конструкций. Но реальное употребление языка регулируется еще и социальными характеристиками носителей языка и обстоятельствами, в которых осуществляется речевой акт. Поэтому обучение языка эффективнее тогда, когда в методике преподавания учитываются, кроме лингвистических правил и рекомендаций, и различные «внешние» факторы.
Социолингвистическая информация важна при разработке практических мер, которые составляют языковую политику государства.