Безработица в России и в мире целом - большая социально-экономическая проблема для государства и общества. Для нашей страны она является относительно новой, учитывая особенности трудовой политики Советского Союза, где каждый гражданин был вовлечен в ту или иную деятельность.
Наиболее ярким примером разрушающего влияния безработицы на экономику, культуру и социум в целом является Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году в странах Америки и Европы. В то время без работы осталась почти пятая часть жителей США. Огромное число людей мучилось и умирало от голода, распространенными явлениями стали пьянство и финансовые махинации, исказились моральные ориентиры граждан. Данный исторический пример должен стать напоминанием последующим поколениям об опасности безработицы и отсутствия социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Безработица: характеристика и виды
Безработица - это социально-экономический феномен, выражающийся в отсутствии работы у части населения по каким-либо независящим от них причинам.
Отдельно следует подчеркнуть, что определение безработицы не включает в себя незаинтересованных в работе граждан.
Таким образом, под понятие безработицы попадает только та часть экономически активного и дееспособного населения, которая стремится трудиться, но по каким-либо причинам не может найти работу.
Как правило, исследователи выделяют следующие виды безработицы:
- естественная;
- циклическая;
- сезонная;
- институциональная.
Естественную безработицу принято разделять на фрикционную и структурную. Она носит долгосрочный характер.
Фрикционная безработица характеризуется отсутствием занятости в связи с поиском новой (или первой работы) и длится в среднем около двух месяцев. Причинам данного вида безработицы может являться переезд в другой город или страну, повышение квалификации или переобучение на другую специальность, рождение детей, окончание высшего учебного заведения.
Структурная безработица возникает вследствие разного уровня спроси и предложения в той или иной сфере на рынке труда. Ее может провоцировать технологический прогресс, в результате которого ручной труд заменяется автоматизированным, переизбытком кадров на рынке.
Циклическая безработица зависит от этапа экономического цикла и имеет наибольшую распространенность в период экономического кризиса. Компании и производства в целях экономии и защиты бизнеса сокращают часть работников.
Сезонная безработица свойственна определенным отраслям, зависящим от природных условий. К ним относят, например, туризм, сельское хозяйство. Бизнес в курортных городах тоже косвенно влияет на данный вид безработицы: часто сотрудников нанимают на период высокого спроса, то есть на весну, лето и осень. При этом сезонную безработицу легче спрогнозировать в связи со стабильным циклическим повторением.
Институциональная безработица менее распространена и возникает в результате малоэффективной стратегии рынка труда. Примерами могут служить дискриминации при собеседовании, неудовлетворительная работа центров занятости.
Государственной задачей является обеспечивать помощь безработным в любое время, но особенно - в периоды экономических изменений и кризисов.
Правовые основы социальной защиты безработных
На сегодняшний день в РФ предпринимаются активные меры по борьбе с безработицей и, соответственно, стимулирования экономической сферы. На федеральном и областном уровнях приняты различные законы по социальной защите и поддержки безработных. Сама статья гарантирует право граждан на защиту от безработицы путем предоставления возможности трудоустройства и занятости.
Конституционное право граждан на защиту от безработицы зафиксировано в статье 37 Конституции Российской Федерации. На нее опираются все остальные юридические документы по этой проблеме.
Трудовой кодекс РФ и Закон «О занятости населения в РФ» так же относят к основным юридическим документам, касающихся социальной защиты граждан от безработицы.
Трудовой кодекс (ТК) обеспечивает защиту работающего населения от внезапного необоснованного увольнения, переводов или беспричинных отказов работодателей в найме на работу.
Например, согласно статье 178 ТК РФ сотрудник, уволенный по причине закрытия предприятия или сокращения штата, имеет право на выплаты в течение трудоустройства, составляющие ежемесячную среднюю заработную плату. Однако, срок выплат не превышает двух месяцев. Также в случае сокращения штата работодатель обязан предложить сотруднику альтернативное рабочее место, что прописано в статье 180 ТК.
Особое внимание в сфере социальной защите безработных уделяется женщинам: по статье 261 ТК РФ работодатель не может разорвать с беременной женщиной договор по своей инициативе, за исключением случаев ликвидации организации.
Закон «О занятости населения в РФ» касается по большей части защиты именно безработного населения. Такая защита может выражаться в содействии в скорейшем возвращении к работе, повышению конкурентоспособности на рынке труда, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональное обучение, а также в форме выплат пособия для безработных за счет средств федерального бюджета.
В Законе «О занятости населения в РФ» определен размер пособия по безработице, условия, сроки его выплаты и порядок прекращения выплаты. Однако, нормы закона не содержат самого понятия «пособие по безработице».
Статья 3 настоящего Закона также дает определение безработному гражданину.
Следует заметить, что существуют и ряд других законов, которые имеют косвенное отношение к нормативному регулированию защиты безработных граждан и содержат нормы, касающиеся данной проблемы. Это Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24. 11. 1995 № 181, статья 20 которого говорится о предоставлении инвалидам гарантий трудовой занятости путем повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Однако, данные меры на практике оказываются недостаточными, либо слабо реализуемыми. Так, например, при определении размера выплаты пособия по безработице конкретному гражданину не учитывается его трудовой стаж; центры занятости не берут в расчет квалификацию и навыки соискателей, предлагая им варианты, для которых необходимо переобучение; размер пособий не берет в расчет прожиточный минимум, что приводит к тому, что он оказывается недостаточным для жизнеобеспечения лица в поиске работы. Законом также не предусмотрены ситуации, при которых центры занятости не предлагают варианты трудоустройства в связи с их отсутствием или дефицитом.