Жанр «разговора по душам»: история и современное состояние
Современное жанроведение изучает не только традиционные речевые жанры, преимущественно этикеткой природы (например, извинение, поздравление, комплимент, просьбу и проч.). Наибольший интерес представляюь национально-обусловленные речевые жанры, которые являются вторичными по отношению к первичным коммуникативным жанрам просьбы, отказа или извинения. В этом отношении значимыми являются жанры, которые не имеют в лингвистике канонической формы выражения, однако в культуре осознаются как самостоятельные речевые произведения.
Жанр «разговора по душам» является жанровой формой беседы, для которой характерны искренность и исповедальность, предельная интимность и отсутствие дистанции между собеседниками.
Определение жанра как «разговор по душам» является оценочным, а не терминологическим. Оно предполагает особую степень близости собеседников, их искренности и правдивости в выражении своих чувств и мыслей.
Генетически жанр «разговора по душам», существующий в большинстве европейских культур, восходит к исповеди, которая предполагает предельную искренность говорящего. При этом со временем жанр приобретает особенности, которые не были свойственны исповеди. Примеру, коммуникативная успешность жанра «разговора по душам» обеспечивается искренностью не одного, а сразу обоих собеседников. Кроме этого, для исповеди характерны стратегии самообличения, покаяния, которые не являются обязательными для жанра «разговора по душам».
В культуре Нового времени «жанр разговора по душам» сближается с традициями философский беседы, восходящей к диалогам Сократа. Также жанр приобретает психотерапевтические черты: прагматика жанра заключается в возможности высказаться, облегчить эмоциональные переживания за счет из вербализации.
Жанр «разговора по душам» в художественном и обыденном дискурсе
В художественном дискурсе жанр «разговора по душам» выполняет художественные функции:
- Становится средством самораскрытия персонажей, характеристики его внутреннего мира (прием прямого психологизма).
- Используется для выражения авторского отношения к персонажам или событиям.
- Является средством выражения авторской концепции мира и человека, инструментом выражения авторских идеи и философских принципов.
Жанр «разговора по душам» особенно часто встречается произведениях с диалогической структурой. К таким произведениям М.М. Бахтин относит романы Ф.М. Достоевского, у которого практически в каждом романе есть жанрово-ролевые сцены, которые имеют признаки жанра разговора по душам. Так, в романе «Преступление и наказание» это беседы Сони Мармеладовой и Раскольникова, в романе «Идиот» – разговоры Рогожина и Мышкина, а в «Братьях Карамазовых» – «исповедь горячего сердца» Мити Карамазовы и беседы Ивана Карамазова с чертом.
Особенности жанра «разговора по душам» в художественном дискурсе заключаются в следующем:
- Использование жанровой сцены «разговора по душам» как приема сюжетной ретардации и характеристики персонажа.
- Выражение посредством диалогов персонажей их мировоззрения и нравственной позиции в соотношении с позицией автора
- Использование развернутых монологических форм, включающих рассказы о прошлом, цитаты, исповедальне фрагменты, показывающие предельную искренность собеседников.
- Наличие лексических маркеров «искренности»: Признаюсь тебе честно. Расскажу всю правду, ничего не утаю. Скажу тебе по правде.
- Убедительность и «красноречивость» собеседника, стремление не просто поделиться событиями, но и дать им оценку, объяснить свою роль в них.
В отличие от художественной реальности в обыденном дискурсе разговор по душам носит более ритуализированный характер. Обычно он сопровождает особенные моменты общения (например, обсуждение кризисных ситуаций в жизни собеседников). Непременным условием успешности коммуникации в этом случае является взаимная заинтересованность и искренность собеседников. Коммуникативно-прагматическая установка бытового разговора по душам состоит не только в информировании собеседника о проблемах или переживаниях, но и в стремлении добиться сочувствия, поддержки, помощи. Иногда разговор по душам предполагает установку на получение совета или рекомендации от собеседника, однако зачастую ответная реакция собеседника значима в плане эмоционального отклика, сочувствия, понимания.
Речевые особенности жанра «разговора по душам» определяются уровнем речевой культуры собеседников, темой, а также коммуникативными условиями. Обычно собеседники не стесняются в выборе выражений, используют субъективно-оценочные и стилистически-окрашенные языковые средства, а также контактоустанавливающие речевые маркеры (Ты меня понимаешь? Представляешь? Как это тебе? и проч.).
В бытовом общении жанр «разговора по душам» выполняет аутотерапевтическую функцию, являясь средством вербализации переживаний, в то время как в пространстве художественных текстов он связан с реализацией образных и эстетических функций.