Языковая картина мира современного подростка: понятие и признаки ее сужения
Наиболее перспективными исследованиями в области языковой семантики являются направления работы, посвященные изучению и воссозданию языковой картины мира индивида. Впрочем, и для практики преподавания русского языка изучение этого направления деятельности является важной частью исследования причин, которые лежат в основе формирования речевой культуры и отклонения от литературной нормы.
Языковая картина мира осмысляется как понятие, включающее исследование индивидуально-речевых особенностей в аспекте гендера, социальной стратификации и иных факторов, влияющих на ее формирование.
Поэтому для лингвометодики важно установить закономерности, лежащие в основе языковой картины мира современного учащегося подросткового возраста и влияющие на процессы усвоения языковых норм.
Эмпирическая база исследования языковой картины мира подростка включает как тексты естественной письменной речи (например, переписку в социальных сетях и мессенджерах), так и речевые произведения, созданные в процессе школьного обучения в разных жанрах (учебный доклад, сочинение, изложение). При этом исследователи отмечают, что круг речевых компетенций и социокультурных представлений, которые лежат в основе языковой картины мира подростка, на сегодняшний момент значительно сузился. Об этом свидетельствуют следующие признаки:
- Непонимание значения различных историко-культурных реалий, отраженных в произведениях литературы.
- Нежелание читать, слабо развитый интерес к художественному слову.
- Неумение использовать речевые средства для выражения собственной позиции по теме.
- Незнание норм литературного языка, безграмотность устной и письменной речи.
- Неразвитое языковое чутье и языковой вкус.
- Недостаточно сформированный словарный запас, жаргонизация речи, чрезмерное увлечение заимствованиями.
Особенности языковой картины мира подростка и факторы становления языковых представлений
Языковая картина современной молодежи, складываясь под влиянием сложной речевой ситуации в обществе, отличается следующими особенностями:
- Сужение семантического поля национальной концептосферы, приводящее к непониманию смысловых аспектов русской литературы, а также единиц языка, в которых закреплено национально-культурное своеобразие.
- Бедность социокультурных представлений, лежащих в основе формирования языковых навыков, что приводит к искаженному истолкованию лингвистических феноменов общеязыковой картины мира.
- Разрыв связи с речевой традицией прошлого, проявляющийся в забвении традиций речевой культуры, значительном отрыве разговорной практик подростков от речи взрослых.
- Жаргонизация общения, значительное влияние сленга на словарный запас и грамматический строй речи, отклонения от литературного образца, влияющие на становление грамотности и культуры речи.
- Превалирование виртуальной коммуникации над реальной и, как следствие, сужение круга коммуникативных ситуаций и средств, используемых для выражения различных коммуникативных интенцией.
- Влияние «низкой» нормы (нормы разговорной речи, бытового общения) на «высокую» норму – норму литературного языка, что приводит к размыванию ее границ, расшатывает нормативные категории, снижает требования к чистоте и правильности речи.
Факторы, под влиянием которых складывается подростковая языковая картина мира, различны и включают как собственно языковые, так и экстралингвистические реалии. В частности, на формирование языковых представлений влияет речевая культура семьи и ближайшего окружения, а также педагогической среды, в которой воспитывается и обучается ребенок. Подросток получает различный языковой опыт, общаясь со сверстниками и усваивая нормативные требования речевой культуры. В данном случае разрыв между языковым идеалом, воплощенным в норме, и практикой коммуникации настолько велик, что подростку трудно использовать изучаемую теорию как факт живой разговорной практики. При этом следует учитывать и методическое несовершенство содержания учебного материала, которое еще больше усиливает этот разрыв. В частности, преподавание иностранного языка предполагает знакомство с актуальными явлениями речевой практики. Между тем курс русского языка и литературы в современной школе сочетает в себе стремление вооружить ученика современными нормами коммуникации и в то же время ориентирует его на знакомство с речевыми образцами прошлого. Пользу и важность классической литературы в языковом образовании и формировании языковых представлений нельзя игнорировать, но знакомство с ней неподготовленного читателя сводит на нет благотворное влияние классики на речевую культуру подростка.
Негативные тенденции в области формирования и развития языковой картины мира современного подростка и юноши ставят перед методистами и учителями проблему поиска эффективных приемов развития речевых и коммуникативных навыков в процессе школьного обучения русскому языку.