Теория начального языкового образования
Языковое образование - это целенаправленный, специально организованный процесс (и его результат) усвоения основных теоретических сведений о системе языка, а также коммуникативное, интеллектуальное и эстетическое развитие ученика и становление его языковой личности.
Содержание начального языкового образования включает:
- Развитие речи, словаря и грамматического строя. Формирование культуры речи и знакомство с языковой нормой.
- Обучение основам грамоты, то есть формирование навыков письма и чтения.
- Обучение теоретическим основам языкознания (фонетике, словообразованию и морфемике, лексике, грамматике, стилистике).
- Формирование орфографической и пунктуационной грамотности.
- Развитие интереса к чтению разных видов литературы (художественной, научно-популярной).
Принципы начального языкового образования базируются на соблюдении ряда закономерностей:
- Принцип контроля за правильным развитием артикуляционно-акустических навыков, фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
- Принцип изучения языковых фактов в контексте (звуки изучаются в зависимости от их позиции в слове, морфемы характеризуются исходя из строения слова, значение слова рассматривается в речевом окружении, части речи и члены предложения изучаются с опорой на текстовый материал).
- Комплексный подход, предполагающий учёт взаимосвязей, существующих между всеми уровнями языковой системы. Так, правописание изучается на базе морфемики и грамматики, пунктуация — на основе синтаксиса.
- Принцип опоры на языковое чутье, суть которого заключается в интуитивном понимании закономерностей строения и функционирования языковой системы.
- Принцип последовательного формирования речи — от устного к письменному варианту. У младших школьников развитие устной речи значительно опережает становление навыков письма, что обусловливает постепенный переход к развитию письменных умений и навыков.
Этапы начального обучения языку включают:
- Выявление готовности к изучению грамоты.
- Обучение грамоте.
- Знакомство с грамматикой и орфографией.
- Развитие культуры речи.
Рассмотрим педагогические технологии реализации данных этапов.
Технология начального языкового образования
Технология языкового образования — это совокупность методических приёмов, техник, подходов, позволяющих достичь цели языкового образования — сформировать навыки письма и чтения, сообщить первоначальные сведения о языке и его системном строении, заложить основы культуры речи.
Обучение грамоте предполагает, во-первых, определение уровня готовности учеников к изучению данного раздела (нормально развитый артикуляционный и слуховой аппарат, первоначальные навыки звукового анализа, достаточный словарный запас, базовые навыки словообразования и словоизменения в устной речи, умение описывать предмет, составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки или иллюстрации). Во-вторых, оно связано с обучением процессам письма и чтения. Здесь выделяют подготовительный, букварный и заключительный этапы обучения. Основной вектор учебной деятельности — формирование умений звукового и буквенного анализа лексем с последующим синтезом (от строения слова к его форме). Ученики знакомятся с графемами (буквами) и соответствующими им фонемами, учатся характеризовать звуки и их акустические и артикуляционные свойства, определять их место в слове, овладевают процессом автоматизированного чтения и понимания прочитанного.
Знакомство с грамматическими сведениями и формирование навыков правописания предполагает развитие представлений о строении слова и его единицах — морфемах, получение первоначальных сведений о лексико-грамматических классах и их свойствах (знакомство с существительными, прилагательными и глаголами), изучение предложения, его структуры, знаков препинания в конце и внутри синтаксических конструкций. На базе грамматических понятий происходит становление орфографической грамотности. Работа по орфографии включает знакомство с орфографическим правилом и его структурой, усвоение понятия орфограммы и её опознавательных признаков, изучение словарных слов, развитие навыков орфографического самоконтроля, пользования словарём, умения находить и исправлять орфографические ошибки.
Развитие культуры речи учеников связано с усвоением ими основных признаков нормативной речи (правильность, точность, выразительность, уместность и др.), знакомством с понятием языковый нормы и основными нормами современного языка (базовые правила ударения, произношения, словоупотребления), совершенствованием связной речи, а именно навыков письменного пересказа, составления собственных речевых высказываний на заданную и свободную тему, редактирования текстов.
Владение теорией и технологией начального образования позволяет сделать процесс обучения родному языку эффективным и сформировать базовые лингвистические и коммуникативные компетенции, необходимые для дальнейшего изучения русского языка.