Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и технология начального языкового образования

Теория начального языкового образования

Определение 1

Языковое образование - это целенаправленный, специально организованный процесс (и его результат) усвоения основных теоретических сведений о системе языка, а также коммуникативное, интеллектуальное и эстетическое развитие ученика и становление его языковой личности.

Содержание начального языкового образования включает:

  1. Развитие речи, словаря и грамматического строя. Формирование культуры речи и знакомство с языковой нормой.
  2. Обучение основам грамоты, то есть формирование навыков письма и чтения.
  3. Обучение теоретическим основам языкознания (фонетике, словообразованию и морфемике, лексике, грамматике, стилистике).
  4. Формирование орфографической и пунктуационной грамотности.
  5. Развитие интереса к чтению разных видов литературы (художественной, научно-популярной).

Принципы начального языкового образования базируются на соблюдении ряда закономерностей:

  • Принцип контроля за правильным развитием артикуляционно-акустических навыков, фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
  • Принцип изучения языковых фактов в контексте (звуки изучаются в зависимости от их позиции в слове, морфемы характеризуются исходя из строения слова, значение слова рассматривается в речевом окружении, части речи и члены предложения изучаются с опорой на текстовый материал).
  • Комплексный подход, предполагающий учёт взаимосвязей, существующих между всеми уровнями языковой системы. Так, правописание изучается на базе морфемики и грамматики, пунктуация — на основе синтаксиса.
  • Принцип опоры на языковое чутье, суть которого заключается в интуитивном понимании закономерностей строения и функционирования языковой системы.
  • Принцип последовательного формирования речи — от устного к письменному варианту. У младших школьников развитие устной речи значительно опережает становление навыков письма, что обусловливает постепенный переход к развитию письменных умений и навыков.
«Теория и технология начального языкового образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы начального обучения языку включают:

  1. Выявление готовности к изучению грамоты.
  2. Обучение грамоте.
  3. Знакомство с грамматикой и орфографией.
  4. Развитие культуры речи.

Рассмотрим педагогические технологии реализации данных этапов.

Технология начального языкового образования

Определение 2

Технология языкового образования — это совокупность методических приёмов, техник, подходов, позволяющих достичь цели языкового образования — сформировать навыки письма и чтения, сообщить первоначальные сведения о языке и его системном строении, заложить основы культуры речи.

Обучение грамоте предполагает, во-первых, определение уровня готовности учеников к изучению данного раздела (нормально развитый артикуляционный и слуховой аппарат, первоначальные навыки звукового анализа, достаточный словарный запас, базовые навыки словообразования и словоизменения в устной речи, умение описывать предмет, составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки или иллюстрации). Во-вторых, оно связано с обучением процессам письма и чтения. Здесь выделяют подготовительный, букварный и заключительный этапы обучения. Основной вектор учебной деятельности — формирование умений звукового и буквенного анализа лексем с последующим синтезом (от строения слова к его форме). Ученики знакомятся с графемами (буквами) и соответствующими им фонемами, учатся характеризовать звуки и их акустические и артикуляционные свойства, определять их место в слове, овладевают процессом автоматизированного чтения и понимания прочитанного.

Знакомство с грамматическими сведениями и формирование навыков правописания предполагает развитие представлений о строении слова и его единицах — морфемах, получение первоначальных сведений о лексико-грамматических классах и их свойствах (знакомство с существительными, прилагательными и глаголами), изучение предложения, его структуры, знаков препинания в конце и внутри синтаксических конструкций. На базе грамматических понятий происходит становление орфографической грамотности. Работа по орфографии включает знакомство с орфографическим правилом и его структурой, усвоение понятия орфограммы и её опознавательных признаков, изучение словарных слов, развитие навыков орфографического самоконтроля, пользования словарём, умения находить и исправлять орфографические ошибки.

Развитие культуры речи учеников связано с усвоением ими основных признаков нормативной речи (правильность, точность, выразительность, уместность и др.), знакомством с понятием языковый нормы и основными нормами современного языка (базовые правила ударения, произношения, словоупотребления), совершенствованием связной речи, а именно навыков письменного пересказа, составления собственных речевых высказываний на заданную и свободную тему, редактирования текстов.

Владение теорией и технологией начального образования позволяет сделать процесс обучения родному языку эффективным и сформировать базовые лингвистические и коммуникативные компетенции, необходимые для дальнейшего изучения русского языка.

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot