Тексты «новой природы» и их использование в преподавании русского языка как иностранного
В преподавании русского языка как иностранного на первый план выдвигаются задачи, связанные с развитием коммуникативной компетенции и умения использовать полученные в процессе языкового обучения знания и навыки в различных ситуациях общения. С коммуникативным подходом к преподаванию РКИ тесно связано развитие функциональных умений, которые имеют интегративную природу и отражают степень адаптации знаний и навыков индивида к условиям их реального использования для решения различных жизненных задач. В связи с этим возникает необходимость в ориентации преподавания РКИ на реальные факты языковой практики, с которыми учащемуся-инофону предстоит иметь дело в повседневной коммуникации. Это порождает интерес лингводидактики к использованию в обучении так называемых текстов «новой природы».
Тенденция к трансформации традиционного текста наметилась в последние десятилетия. Это проявилось, прежде всего, в изменении его структуры. Произошел отказ от линейности, большую роль стали играть компоненты текстовой структуры, а также визуальные образы. Изменилось и само понимание учебного текста, которое дополнилось теми языковыми единицами, которые традиционно не рассматривались как текстовые: например, в преподавании стали использовать тексты рекламных сообщений, высказывания из виртуальной переписки, несплошные тексты (например, чеки, билеты, театральные программки), а также комиксы, графические романы и др.
Тексты «новой природы» представляют собой гибридные текстовые образования, сочетающие вербальные и мультимедийные структуры, активно использующие визуальные и небуквенные графические средства вкупе с гипертекстуальностью.
Тексты «новой природы» требуют от читателя иных способов работы с текстовой формой и содержанием, нежели обычные линейные тексты, уровень их понимания обусловлен не только владением языковыми средствами, но и коммуникативной готовностью к принятию информации с помощью разных каналов сообщения: вербальных, визуальных, аудиальных и проч.
В преподавании РКИ тексты «новой природы» могут использоваться в различных целях:
- В качестве дидактического материала, на основе которого происходит усвоение языковых знаний и формирование коммуникативных навыков.
- Как вспомогательное средство трансляции учебной информации (например, при работе с интерактивным пособием или мультимедийными ресурсами).
- Как задания для домашнего чтения и закрепления изученного на занятии материала.
- В качестве средства самостоятельного изучения и проектной деятельности.
Методические приемы работы с текстами «новой природы»
Методика работы с текстами «новой природы» касается основ использования новых видов текстовых структур в процессе традиционной работы с текстом:
- Обучение извлечению текстовой информации, которая «скрыта» в визуальных, гипертекстуальных и иных невербальных образах.
- Развитие навыков «перевода» невербальной информации в вербальную.
- Формирование различных способов чтения (поисковое, просмотровое, смысловое) в зависимости от целей работы с текстом.
- Развитие жанровых компетенций, позволяющих использовать различные стратегии чтения и понимания для текстов разных жанров.
Поскольку большинство тексов «новой природы» являются аутентичными, инофоны могут испытывать трудности в их восприятии и понимании, поэтому педагог проводит предварительную работу при использовании такого текста на уроках. Например, в качестве домашнего задания учащимся могут быть предложены самостоятельный поиск и выяснение значения новых слов, а также неизвестных лингвокультурологических понятий. В процессе работы с текстом «новой природы» педагог характеризует его особенности, приводит примеры использования такого текста в практике коммуникации, организует и направляет его чтение и изучение.
В системе работы с текстами «новой природы» используются следующие приемы:
- Первичное чтение и ответы на вопросы по содержанию. В качестве варианта проверки понимания содержания можно также использовать игру «Верю / не верю» для поиска правильных утверждений по тексту, тесты, викторины.
- Составление кластера понятий, используемых в тексте, или его «ментальной карты», что значительно облегчает процесс понимания и запоминания информации.
- Выявление языковых единиц, имеющих основную смысловую нагрузку, и работа с ними: лексико-семантический, грамматический, синтаксический анализ с точки зрения имеющихся у учащихся языковых знаний.
- Работа с невербальными компонентами текста, их значением, ролью в структуре текста, влиянием на понимание смысла. Учащимся предлагается задание по «переводу» невербальной символики в языковую с помощью имеющихся ресурсов словарного запаса.
- Выявление лингвокультурологической составляющей текста, его роли в коммуникации и сферы использования.
Таким образом, тексты «новой природы» применяются в преподавании РКИ для формирования и развития различных коммуникативно-речевых компетенций и позволяют реализовать подход к изучению аутентичного материала, имеющего значение для реального общения.