Понятие текста в психолингвистике
Психолингвистика – это пограничная область исследований на стыке психологии и лингвистики. С одной стороны, она изучает психофизиологические процессы, лежащие в основе овладения языком и речью, а с другой – механизмы производства и восприятия речи.
Психолингвистика так же, как и языкознание, имеет дело с языковыми единицами и речевыми произведениями (текстами), однако рассматривает их с позиции теории речевой деятельности. Текст, его строение и особенности рассматриваются с точки зрения процессов смыслообразования, имеющего коммуникативную природу.
Чтобы выявить признаки текста как объекта психолингвистического изучения, необходимо сопоставить его признаки с теми, которые выделяются в лингвистике:
- Текст в лингвистике выступает как относительно автономное речевое образование, характеризующееся набором определённых признаков. В психолингвистике текст не существует изолированно от процесса его создания, то есть он включен в речевую ситуацию и не рассматривается без отрыва от неё.
- В лингвистических исследованиях текст рассматривается как продукт речевой деятельности, как результат отбора языковых средств в соответствии с замыслом автора и целями коммуникации. Психолингвистика акцентирует внимание на связи текста с неречевой деятельностью. Речепорождение и продуцирование текста (то есть процессы вербальной коммуникации) сопровождают деятельность человека, опосредуя и структурируя её.
- Лингвистика текста изучает текстовую семантику в аспекте анализа его словарного состава и реализуемых значений используемых единиц языка.
- Психолингвистику более интересует соотношение «текст – внетекстовая действительность» и «текст – подтекст», позволяющая соотнести речевое произведение как с процессом коммуникации в целом, так и с зоной потенциально выявляемых в нем смыслов в ходе интерпретации.
- Процессы восприятия текста слушателем или читателем находятся в компетенции психолингвистики, которая изучает механизмы осмысления речевой формы и содержания текста и формирования его общего (концептуального) смысла.
- Возможности лингвистики зафиксировать следы невербального поведения в тексте ограничены, в то время как психолингвистике доступны методы выявления, например, манипулятивных стратегий, формирование установок у реципиента на позитивное или негативное восприятие каких-либо фактов.
Таким образом, текст рассматривается психолингвистикой как сложное грамматико-семантическое единство, целостное в формально-содержательном плане, являющееся результатом речевой деятельности и опосредующее иные формы деятельности людей.
Особенности психолингвистического анализа текста
Обращаясь к анализу текста, психолингвистика изучает процессы его порождения и восприятия. Для этого используется модель текстовой деятельности, включающая этапы порождения текста и его восприятия. В процессе производства текста последовательно сменяются следующие этапы деятельности:
- Производство текста начинается с этапа замысла, то есть возникновения коммуникативной интенции. На уровне деятельности он соответствует этапу интеллектуально-познавательной и коммуникативной ориентировки в обстановке общения и планированию.
- На этапе текстопорождения (исполнительская фаза деятельности) происходит сложный процесс объективации и материализации замысла с опорой на индивидуальный языковой опыт и речевые способности индивида.
- Процесс текстопорождения завершается контрольной фазой, в основе которой лежат механизмы самоконтроля, заключающиеся в сопоставлении исходного замысла и его реализации и осуществлении необходимой корректировки.
При восприятии текста характерно обратное движение от реализации к замыслу:
- Анализ языковой и композиционной составляющей текста, понимание заложенных в него языковых значений.
- Соотнесение текстового содержания их с определённой коммуникативной ситуацией, а также фоновыми знаниями, позволяющими интерпретировать его.
- Проникновение в авторский замысел и речевую прагматику текста.
Психолингвистический анализ текста также предполагает рассмотрение его функционирования в процессе коммуникации:
- Исследование конситуации, то есть всей совокупности внеязыковых факторов и особенностей коммуникативной ситуации, в которых происходит процесс общения.
- Определение времени и продолжительности акта коммуникации, выявление смысловой роли пауз и других темпоральных показателей коммуникации.
- Выделение и структурирование реплик коммуникантов в сложно организованном текстовом пространстве, где каждая фраза имеет определённую смысловую нагрузку и связана с темой коммуникации в целом.
- Выявление коммуникативной интенции автора, последовательности речевых действий в коммуникации и характера ответной реакции на речевые стимулы.
- Исследование структуры текста, его логико-смыслового строения и характера развёртывания коммуникации.
Данные методы позволяют психолингвистике определить, насколько коммуниканты вовлечены в процесс общения, опосредует ли она какую-либо неречевую деятельность, реализованы ли коммуникативные интенции собеседников, возникает ли в процессе обмена репликами текстовое единство, структурированное на основе общности пространственно-временных показателей коммуникации, темы и замысла.