Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Текст как объект психолингвистики

Понятие текста в психолингвистике

Определение 1

Психолингвистика – это пограничная область исследований на стыке психологии и лингвистики. С одной стороны, она изучает психофизиологические процессы, лежащие в основе овладения языком и речью, а с другой – механизмы производства и восприятия речи.

Психолингвистика так же, как и языкознание, имеет дело с языковыми единицами и речевыми произведениями (текстами), однако рассматривает их с позиции теории речевой деятельности. Текст, его строение и особенности рассматриваются с точки зрения процессов смыслообразования, имеющего коммуникативную природу.

Чтобы выявить признаки текста как объекта психолингвистического изучения, необходимо сопоставить его признаки с теми, которые выделяются в лингвистике:

  1. Текст в лингвистике выступает как относительно автономное речевое образование, характеризующееся набором определённых признаков. В психолингвистике текст не существует изолированно от процесса его создания, то есть он включен в речевую ситуацию и не рассматривается без отрыва от неё.
  2. В лингвистических исследованиях текст рассматривается как продукт речевой деятельности, как результат отбора языковых средств в соответствии с замыслом автора и целями коммуникации. Психолингвистика акцентирует внимание на связи текста с неречевой деятельностью. Речепорождение и продуцирование текста (то есть процессы вербальной коммуникации) сопровождают деятельность человека, опосредуя и структурируя её.
  3. Лингвистика текста изучает текстовую семантику в аспекте анализа его словарного состава и реализуемых значений используемых единиц языка.
  4. Психолингвистику более интересует соотношение «текст – внетекстовая действительность» и «текст – подтекст», позволяющая соотнести речевое произведение как с процессом коммуникации в целом, так и с зоной потенциально выявляемых в нем смыслов в ходе интерпретации.
  5. Процессы восприятия текста слушателем или читателем находятся в компетенции психолингвистики, которая изучает механизмы осмысления речевой формы и содержания текста и формирования его общего (концептуального) смысла.
  6. Возможности лингвистики зафиксировать следы невербального поведения в тексте ограничены, в то время как психолингвистике доступны методы выявления, например, манипулятивных стратегий, формирование установок у реципиента на позитивное или негативное восприятие каких-либо фактов.
«Текст как объект психолингвистики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Таким образом, текст рассматривается психолингвистикой как сложное грамматико-семантическое единство, целостное в формально-содержательном плане, являющееся результатом речевой деятельности и опосредующее иные формы деятельности людей.

Особенности психолингвистического анализа текста

Обращаясь к анализу текста, психолингвистика изучает процессы его порождения и восприятия. Для этого используется модель текстовой деятельности, включающая этапы порождения текста и его восприятия. В процессе производства текста последовательно сменяются следующие этапы деятельности:

  1. Производство текста начинается с этапа замысла, то есть возникновения коммуникативной интенции. На уровне деятельности он соответствует этапу интеллектуально-познавательной и коммуникативной ориентировки в обстановке общения и планированию.
  2. На этапе текстопорождения (исполнительская фаза деятельности) происходит сложный процесс объективации и материализации замысла с опорой на индивидуальный языковой опыт и речевые способности индивида.
  3. Процесс текстопорождения завершается контрольной фазой, в основе которой лежат механизмы самоконтроля, заключающиеся в сопоставлении исходного замысла и его реализации и осуществлении необходимой корректировки.

При восприятии текста характерно обратное движение от реализации к замыслу:

  1. Анализ языковой и композиционной составляющей текста, понимание заложенных в него языковых значений.
  2. Соотнесение текстового содержания их с определённой коммуникативной ситуацией, а также фоновыми знаниями, позволяющими интерпретировать его.
  3. Проникновение в авторский замысел и речевую прагматику текста.

Психолингвистический анализ текста также предполагает рассмотрение его функционирования в процессе коммуникации:

  1. Исследование конситуации, то есть всей совокупности внеязыковых факторов и особенностей коммуникативной ситуации, в которых происходит процесс общения.
  2. Определение времени и продолжительности акта коммуникации, выявление смысловой роли пауз и других темпоральных показателей коммуникации.
  3. Выделение и структурирование реплик коммуникантов в сложно организованном текстовом пространстве, где каждая фраза имеет определённую смысловую нагрузку и связана с темой коммуникации в целом.
  4. Выявление коммуникативной интенции автора, последовательности речевых действий в коммуникации и характера ответной реакции на речевые стимулы.
  5. Исследование структуры текста, его логико-смыслового строения и характера развёртывания коммуникации.

Данные методы позволяют психолингвистике определить, насколько коммуниканты вовлечены в процесс общения, опосредует ли она какую-либо неречевую деятельность, реализованы ли коммуникативные интенции собеседников, возникает ли в процессе обмена репликами текстовое единство, структурированное на основе общности пространственно-временных показателей коммуникации, темы и замысла.

Дата последнего обновления статьи: 17.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot