Общие принципы именования текстов
Современное сознание и культура характеризуются текстоцентричностью. Это предполагает изменение подхода к определению текста, его признаков, а также способов его именования.
Традиционно в лингвистике под текстом понималось целостное структурно-смысловое высказывание речевой природы, обладающее грамматической организацией и содержательным единством.
Современные представления о тексте расширились: в понятие текста включаются не только речевые произведения, но и сложные образования поликодовой природы, включающие визуальный компонент и аудиоряд. В этом отношении текстом может считаться картинка-демотиватор, интернет-мем, рекламный ролик.
В лингвистике имеется и специальный термин для обозначения таких высказываний – креолизованные тексты, совмещающие в себе признаки разных коммуникативных кодов – словесных, зрительных и слуховых.
Такой подход к пониманию текста меняет и традиционные представления о его признаках, в том числе и о заглавии. Обычно заглавие воспринимается как сосредоточие идейного содержания текста. Это относится, прежде всего, к заглавиям художественных произведений, которые реализуют многообразные функции:
- Создают идейно-философскую концепцию произведения: название эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Имеют символический смысл: заголовок поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
- Выражают авторское отношение к изображенным событиям: заглавие романа Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Современные принципы номинации текстов базируются на следующих тенденциях:
- Стремление привлечь внимание адресата, «зацепить» взгляд. В огромном потоке информации заглавие ставится «фильтром», через который происходит выбор интересной и актуальной информации. Эпатажный или скандальный заголовок способен привлечь внимание читателя и возбудить интерес к тексту. Такими типами заголовков часто пользуются представители «жёлтой» прессы, рассчитывающие на сенсационность заголовков: «Как с чокнутой»: звезда рассказала о конфликте с полицией», «Как американские шпионы захватывают русские деревни».
- Краткость и ёмкость заглавия, стремление к минимизации используемых языковых средств. Иногда в креолизованных текстах заглавие заменяется визуальным образом и слоганом (особенно это касается языка рекламы).
- Образный характер, оценочность и речевая экспрессия в заглавии – эти признаки также призваны привлечь внимание читателя, выделить заголовок, сделать его ярким и запоминающимся.
Технология озаглавливания текста
Технология озаглавливания текста представляет собой востребованную область исследований текстовой структуры, поскольку касается различных областей применения: практики преподавания, создания рекламных текстов, журналистской деятельности и ведения социальных сетей. В практике школьного языкового образования обучение учеников приёмам выбора заглавия текста является частью работы, связанной с анализом текста. Умение осмыслить уже имеющийся заголовок или придумать собственное заглавие выступает как способ осмысления содержания текста, проникновения в его идейно-тематическую суть.
На уроках русского языка подбор заглавия к тексту осуществляется в несколько этапов:
- Знакомство с текстом и его содержанием.
- Проверка уровня понимания текста (первичный – уровень событий, текстовый – уровень содержания, сверхтекстовый – уровень скрытых смыслов, авторской позиции, подтекста). Здесь используется система вопросов, задания, предполагающие выделение главной и второстепенной информации.
- Определение темы и идеи текста, а также поиск ключевых слов, отражающих его идейно-тематическое содержание.
- Подбор слов, словосочетаний общей тематической группы, позволяющих наиболее ёмко передать основную мысль текста.
В других областях, связанных с процессом текстопрождения, выбор заголовка осуществляется на этапе замысла. Это касается журналистских текстов и рекламы.
Тенденцией последних лет в СМИ является подбор заголовка, содержащего систему меток, позволяющих довольно быстро найти его с помощью интернет-браузеров. Это делается для оптимизации поиска новостных текстов в интернете. Кроме этого, заголовок новостного текста кратко отражает суть самой новости. Например: «Из-за аварии на ТЭЦ без тепла остались более 2300 человек», «Коронавирус собрал новые жертвы: обновлена статистика смертности от инфекции» и проч.
Рекламные тексты зачастую не имеют заголовка в традиционном понимании этого термина. Часто заглавие в них совпадает со слоганом – лозунгом рекламного сообщения: «Тойта. Управляй мечтой», «Занусси. Техника для жизни». Такие заголовки-слоганы призваны не только информировать о содержании сообщения, но и формировать потребительскую установку на приобретение товара ввиду его качества, престижа, пользы или выгоды. Таким образом, заголовок рекламного текста создаётся с расчётом на привлечение потенциального потребителя к товару или услуге.
Технологии озаглавливания текста значительно различаются в зависимости от типа и целевого предназначения текста, однако общим свойством остаётся стремление к передаче с помощью заголовка основной смысловой нагрузки сообщения.