Технологическая карта урока по русскому языку: общая характеристика
Технологическая карта урока — это понятие, пришедшее в педагогику из производственный сферы. В промышленности под технологической картой понимают вид технической документации, содержащий сведения о технологическом процессе, а также производственных операциях, применяемых материалах, используемом оборудовании и др.
Понятие технологический карты в педагогике трактуется как представленный в графическом варианте (чаще всего в табличной форме) алгоритм проведения урока.
Технологическая карта — это относительно новый вид методической документации, вызванный к жизни требованиями федерального государственного образовательного стандарта — официального документа, регламентирующего целевой, содержательный и результативный компоненты образовательного процесса.
Единой унифицированной схемы создания технологической карты нет, однако существует ряд требований, которые необходимо учитывать при её составлении:
- Формулировка целей, которые планируется достичь.
- Этапы урока (его композиционные части) и виды учебной деятельности педагога и учеников, соответствующие каждому этапу.
- Предполагаемые учебные результаты, на достижение которых направлены действия участников педагогического процесса.
Необходимо отличать технологическую карту от конспекта урока:
- Конспект урока носит более развёрнутый характер: он включает разнообразные методические и дидактические материалы (игры, упражнения, задания творческого или эвристического характера), описание содержания используемых технических средств и приёмов работы с ними. Технологическая карта представляет урок в более обобщённом виде как последовательность этапов, связанных внутренней логикой и позволяющих достичь образовательной цели.
- Конспект урока более индивидуален и уникален по своему содержанию, адаптирован к конкретному дидактическому материалу. Технологическая карта носит более универсальный характер и является типовой для уроков определённого вида.
- Технологическая карта в отличие от конспекта позволяет учителю наглядно проследить, какой этап урока и вид деятельности учеников направлен на формирование конкретных учебных действий. Это позволяет управлять процессом формирования учебных действий, сделать его более эффективным и целенаправленным.
Составление технологической карты урока
Педагог, приступая к реализации технологической карты в учебном процессе, должен сосредоточиться на формировании у учеников универсальных учебных действий — алгоритмов в области деятельности, связанной с планированием, познанием, коммуникацией, личностным развитием и ценностной ориентировкой. Поскольку в технологической карте отражены все виды деятельности на уроке (как педагога, так и учеников), она становится инструментом реализации системно-деятельностного обучения и становления учебных действий. должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий обучающихся. Организовать урок в соответствии с этим требованиями может помочь технологическая карта урока.
Обязательными составляющими технологической карты являются:
- Тема урока с указанием его места в системе и количества времени, отводимого на её изучение.
- Образовательные цели, а также планируемые результаты, которые представлены как системный набор учебных действий — личностных (направленных на формирование самоопределения и ценностных ориентиров), метапредметных (связанных с развитием познавательных, организационно-контрольных, коммуникативных действий) и предметных (отражающих уровень обученности данной дисциплине).
- Этапы урока, среди которых обязательно выделяются следующие: 1) мотивирующий, создающий личную заинтересованность учеников в освоении темы; 2) целеполагание, осуществляемое самими учениками из сопоставления объема усвоенных и неизвестных сведений; 3) выявления учебной проблемы и поиск способов её решения; 4) групповая (парная) работа над системой заданий исследовательского, поискового характера, входе которой происходит открытие новых знаний и способов действий; 5) рефлексия; 6) домашнее задание, носящее индивидуальный, многоуровневый характер.
Каждый этап урока в технологической карте сопровождается формулировкой задачи, реализуемой в нём и перечнем действий (операций), которые выполняют ученики и педагог. Традиционная ведущая роль педагога уступает место «модерации», при которой субъектом познавательной деятельности, учебных открытий и поиска становится ученик, а педагог выполняет функцию организатора самостоятельной деятельности класса.
Технологическая карта урока по русскому языку является эффективным средством в учебном процессе, позволяющем при правильном составлении и использовании достичь планируемых результатов обучения и реализовать требования стандарта.