Информационные тексты в преподавании РКИ
В преподавании РКИ используется текстоцентрический подход, в соответствии с которым основной дидактической единицей выступает текст. Именно на базе текста инофоны усваивают лексический, грамматический, социокультурный, страноведческий материал, необходимый для успешного овладения русским языком как средством общения.
В условиях, когда текст становится ведущим средством и материалом языкового образования, необходимо грамотно выстраивать стратегию работы с текстовым материалом на занятиях, чтобы усвоение языковых категорий происходило более эффективно. Очевидно, что выбор стратегий обучения определятся не только уровнем подготовки обучающихся, но и характером используемого текстового материала. Так, художественные тексты требует специфической методики работы, как и иные виды текстового материала.
Информационные тексты представляют собой обобщенное понятие, которое объединяет тексты разных стилей и жанровых форм на основании единства коммуникативной цели, которую они реализуют, - передачи информации сведений научного, общественного, иного характера.
Информационные тексты, в отличие от художественных текстов, характеризуются достоверностью, фактической основой, обилием сведений, относящихся к различным областям и сферам человеческой деятельности, прагматической направленностью.
Основные виды информационных текстов, с которыми имеет дело обучающийся, осваивающий курс РКИ, включают:
- Научно-познавательные тексты: статьи в энциклопедиях, научно-популярных журналах, учебниках.
- Новостные тексты: новости, релизы и иные виды публичных информационных тестов.
- Рекламные тексты, которые сообщают о каких-то товарах и услугах и содержат побуждение к их приобретению.
Данные разновидности текстов относятся к аутентичным, что повышает их языковую ценность для обучающихся, но в то же время заставляет преподавателя разрабатывать приемы адаптации текстового содержания для работы с ним на занятиях.
Стратегии работы с информационными текстами на занятиях РКИ
Общие приемы работы с текстами любого типа базируется на трех стратегиях:
- Предтекстовой стратегии, которая помогает обучающимся настроиться на восприятие текста, понять его содержание и проблематику.
- Текстовой стратегии, посвященной работе с содержанием, языком и стилем текста.
- Послетекстовой стратегии, которая помогает в интерпретации текста, понимании авторской позиции.
Особенностью работы с информационными текстами является то, что основными стратегиями здесь выступают предтекстовая и текстовая, в то время как послетекстовая не имеет такой роли для понимания текста, как при работе с художественными произведениями, имеющими варианты интерпретации.
Предтекстовые стратеги работы с информационными текстами на занятиях РКИ базируются на следующих аспектах работы:
- Пополнение словаря новой лексикой, которая встретится в тексте. Знакомство с новой лексикой целесообразно начинать до начала чтения текста, так как это позволяет точно воспринимать его содержание и не отвлекаться на семантический комментарий.
- Изучение грамматических особенностей, имеющих значение для правильного понимания и восприятия текста. Например, прежде прочтением текста преподаватель отмечает, что в тексте содержится еще не изученная конструкция (причастный оборот), которая синонимична конструкции с придаточным определительным: «Выставка, состоявшаяся в музее, была посвящена полотнам современных художников. – Выставка, которая состоялась в музее, была посвящена полотнам современных художников».
- Выявление особенностей композиции (рубрикация текста, наличие подзаголовков, иных способов структурирования информации), которые могут быть использованы в текстах подобного рода и определять их специфику.
Текстовый этап предполагает работу над содержанием и формой текста. Здесь могут быть использованы различные приемы организации учебной деятельности:
- Парная или групповая работа над микропроектами.
- Индивидуальная работа (тестирование, ответы на вопросы, поиск информации в тексте).
- Коллективная работа в ходе обсуждения содержания текста.
Для организации учебной деятельности можно использовать следующие виды заданий:
- Отметить только те утверждения, которые соответствуют содержанию текста.
- Соотнести информацию, имеющуюся в тексте, с предметными рубриками, к которым она относится.
- Заполнить таблицу по содержанию текста.
- Составить вопросы к тексту, раскрывающие его содержание.
- Расположить композиционные элементы текста в том порядке, в котором они следует в тексте.
Для изучения языковой формы можно использовать традиционные виды языковых упражнений:
- Языковые разборы и лингвистический комментарий.
- Речевое моделирование и конструирование: составление предложений по образцу, данному в тексте, изменение грамматической формы выражений.
- Лингвистический эксперимент по замене конструкций синонимичными выражениями.
- Работа с деформированными предложениями (фрагментами текста).
Стратегии работы с информационными текстами на занятиях РКИ определяются уровнем подготовки обучающихся и опираются на жанровые, стилевые и композиционные особенности текста, предложенного для изучения и разбора.