Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика развития письменной речи взрослых в курсе РКИ

Особенности развития письменной речи взрослых в курсе РКИ

Обучение РКИ является процессом, который не привязан к конкретной возрастной категории учеников. Навыки использования русского языка в повседневной и профессиональной коммуникации могут понадобиться как школьнику и студенту, так и взрослому человеку, завершившему основное образование. При этом стратегии работы с такими учениками отличаются от принципов обучения детей и подростков.

Профессиональная ориентация взрослого человека обусловливает важность формирования у него навыков письменной речи, связанных с использованием языка в делопроизводстве и решении трудовых вопросов. При этом подходы к обучению письменной речи также отличаются. Ученика-ребенка или подростка эффективно обучать таким приемам работы, как написание сочинений, изложений, эссе, поскольку навыки письменной речи в целом у них еще не развиты даже на родном языке. Взрослый человек, владеющий навыками письменного изложения мыслей, нуждается в иных подходах к обучению письменной речи на неродном языке.

Статья: Методика развития письменной речи взрослых в курсе РКИ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Методика развития письменной речи в курсе РКИ у взрослых учеников базируется на ряде принципов:

  1. Опора на имеющийся речевой опыт и навыки написания текстов на родном языке.
  2. Практико-ориентированный характер упражнений и заданий.
  3. Коммуникативный подход к формированию навыка письменного общения.
  4. Учет уровня языкового развития и продвижения в изучении языка.

Знакомя взрослого ученика, с письменными текстами на русском языке, необходимо актуализировать уже имеющиеся знания о тексте, его строении, типах текстов, жанровых разновидностях. При этом основное внимание уделяется не художественным или познавательным текстам, как в работе с детьми и подростками, а текстам профессионального характера, официально-деловым документам и текстам СМИ. Именно эти речевые произведения чаще всего попадают в сферу речевой активности взрослого человека.

Методика развития письменной речи взрослых в курсе РКИ

Обучение взрослых письменной речи базируется на заданиях и упражнениях, которые максимально приближены к практическим ситуациям коммуникации, в том числе и профессионального общения. Преподаватель может использовать следующие типы заданий:

«Методика развития письменной речи взрослых в курсе РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Составить текст официального документа по образцу: заявления, расписки, характеристики, автобиографии, докладной записки.
  2. Создать резюме по плану, в котором отразить сведения об уровне образования, профессиональных навыках, личных и деловых качествах, значимых для трудоустройства.
  3. Составить перечень ответов на вопросы кадрового интервью в виде небольшого рассказа о себе и своих профессиональных достижениях.
  4. Написать обращение в официальную инстанцию (или претензию в магазин).
  5. Подготовить небольшой текст рекламного характера, информирующий о товаре или услуге.
  6. Составить объявление о найме персонала, отредактировав его в соответствии с требованиями.
  7. Составить конспект статьи из журнала профессиональной направленности.
  8. Исправить речевые ошибки в каком-либо виде документа.

Подобные задания помогают взрослым ученикам увидеть сферу практического применения навыков письменной речи, ее важность для профессиональной и предпринимательской деятельности, а также успешного построения карьеры.

Особое значение в преподавании взрослым имеет организация самостоятельной работы над речевыми произведениями. С этой целью преподаватель использует задания на редактирование текста:

  1. С помощью орфографического словаря или онлайн-редактора правописания найти орфографические ошибки в работе и исправить их.
  2. Отредактировать текст по образцу, исключив лишние слова, заменив неподходящие по смыслу (стилю) слова.
  3. Проанализировать текст по плану, выявить в нем речевые недочеты и исправить их.
  4. Составить перечень вопросов по редактируемому тексту для отработки во время практических занятий.

В обучении письменной речи взрослых большую роль также играет спонтанная письменная речь, навыки которой также необходимо тренировать на занятии. С этой целью взрослым ученикам можно предложить разнообразные типы заданий:

  1. Написать сообщение информационного характера (объявление) в мессенджере.
  2. Составить диалог на какую-нибудь тему для мессенджера (например, переписка по поводу покупки / продажи какой-либо вещи).
  3. Подобрать и оформить языковой материал для профессионального блога или личной страницы в социальной сети.
  4. Выбрать варианты речевого поведения в случае языковой провокации в сети (например, в ситуации речевой агрессии, оскорбления и проч.).

Используя практико-ориентированные задания и ситуации, приближенные к реальной речевой практике, можно помочь взрослому ученику быстро освоить основы письменной коммуникации на неродном языке, научить пользоваться необходимыми ресурсами для редактирования текстов и эффективно использовать эти навыки в повседневном письменном общении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot