Научный стиль: общая характеристика
Научный стиль – это функционально-стилевая разновидность общенациональная языка, бытующая в научной сфере социальной практики.
Целью научного стиля является донесение до адресата достоверных и точных фактов, имеющих научно обоснование и подтверждение. Необходимость структурирования и сохранения большого объёма информации определяет письменную монологическую (реже — диалогическую) форму коммуникации в научном стиле.
Лексико-грамматические черты научного стиля включают:
- Использование терминов, то есть основных для данной науки понятий. Например: аминокислоты, карбоновые соединения (химия), теплопроводность, относительная скорость (физика), рибосома, цитоплазма (биология), фонема, аффикс (языкознание).
- Использование слов и понятий в прямом значении, стремление к ясности и недвусмысленности содержания.
- Преобладание абстрактной лексики и слов с обобщённой семантикой для передачи сведений о классах предметов, явлений (делимость, растворимость, реакция, словообразование).
- Стремление к безличной форме изложения материала либо использование лекторского «мы» («Мы установили...мы доказали...»).
- Использование сложноподчинённых предложений с придаточными причины, условия, цели, следствия («Чтобы доказать это, рассмотрим строение клетки»; «Если стороны прямоугольника равны, то такой прямоугольник называется квадратом»).
- Широкое применение страдательных конструкций (Строение живых организмов изучается морфологией. Данные химические элементы получены учёными в результате сложных реакций).
- Использование вводных конструкций, указывающих на связь мыслей, последовательность изложения материала: Данное утверждение не противоречит гипотезе, следовательно, подтверждает её.
Научный стиль представлен тремя подстилями: научным, научно-учебным и научно-популярным.
Жанры научного стиля многообразны и включают:
- Тезисы, научные доклады, статьи, монографии, устные доклады на научно-практических конференциях.
- Учебники, методические пособия, хрестоматии, сборники задач, тексты лекций, конспекты.
- Статьи в научно-популярной периодике, книги нон-фикш на научную тематику, научно-популярные телепередачи и фильмы.
Стилистический анализ научного текста
Стилистический анализ научного текста представляет собой выявление специфических стилевых черт и языковых особенностей, присущих данному речевому произведению, а также определение его подстиля и жанра.
Алгоритм данного анализа следующий:
- Определение коммуникативной цели текста и соотнесение её с целью научного стиля.
- Характеристика сферы бытования текста, указание его подстиля и жанровых особенностей.
- Предметно-тематическая характеристика текста (чему посвящено его содержание, какие проблемы затрагивает автор, какие мысли доносит до читателя).
Выявление стилевых черт:
- точности, достигаемой за счёт введения терминологической и абстрактной лексики, общенаучных слов и выражений;
- логичности, обусловленной научным синтаксисом (использование придаточных конструкций со значением причины, следствия, условия, вводных слов с целью указания на порядок изложения);
- обобщённого характера содержания, передаваемого словами обобщённого значения, безличными и страдательными конструкциями, глаголами с ослабленным лексическим значением в роли связок;
- строгости, безэмоциональности изложения (отсутствие оценочной лексики и средств речевой экспрессии, преобладание нейтральной лексики);
- книжного характера речи (использование отвлеченных существительных с суффиксами -ени-/-ани-, полупредикативных оборотов).
Рассмотрим предложенную схему анализа на примере отрывка из текста научного стиля.
«Профилактика орфографических ошибок является важным элементом в работе по формированию орфографической грамотности. Предупреждению ошибок в диктантах, изложениях, сочинениях и других видах творческих работ должно уделяться время на каждом уроке. Система работы по профилактике орфографических ошибок включает, во-первых, развитие и тренировку орфографической зоркости, во-вторых, упражнения, направленные на выявление и объяснение орфограмм (комментированное письмо, обучающий диктант), в-третьих, фонетический и морфемный языковые разборы, помогающие выявить и проанализировать структуру слова, и, наконец, самостоятельную работу учащихся по ведению орфографических словариков, куда выписываются словарные слова, а также те, в которых были допущены ошибки».
Стилистический анализ представленного фрагмента заключается в следующем.
- Цель текста — сообщить учителю-словеснику приёмы работы по профилактике орфографических ошибок.
- Фрагмент взят из методического пособия по преподаванию русского языка в школе. Подстиль — научно-учебный. Жанр — методические рекомендации.
- Содержание текста посвящено анализу работы по предупреждению орфографических ошибок. Основная проблема, которую выделяет автор, — зависимость между профилактикой ошибок и формированием орфографической грамотности. Главная идея: только систематическая работа по предупреждению ошибок формирует грамотность.
Стилевые черты:
- точность достигается за счёт использования общенаучной лексики (элемент, система, проанализировать), терминов (орфографическая ошибка, орфографическая грамотность, орфограмма, диктант);
- логичность достигается за счёт использования вводных слов со значением последовательности изложения (во-первых, во-вторых...), а также цепной связи предложений в тексте;
- обобщённый характер передаваемой информации связан с использованием страдательных конструкций (профилактика является элементом, время должно уделяться);
- строгость изложения достигается за счёт использования нейтральной лексики, отсутствия средств выразительности;
- книжный характер речи обусловлен использование слов с суффиксами -ени-/-ани-(формирование, изложение, сочинение, развитие, выявление, объяснение), обособленных определений ( упражнения, направленные на выявление и объяснение орфограмм).
Проведенный анализ показывает, что представленный текст относится к научному стилю речи, поскольку в нём отмечаются характерные стилевые черты и языковые особенности, присущие данному стилю.