Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства наглядности и их роль в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Наглядные средства в обучении русскому языку

Определение 1

Наглядность — один из ведущих принципов дидактике, в соответствии с которым основой обучения является использование конкретных примеров и образов, облегчающих процесс усвоения материала.

Замечание 1

Я. А. Коменский, один из основоположников гуманистической педагогики Нового времени, называл наглядность «золотым» правилом дидактики, подчёркивая ее важность в развитии мыслительной деятельности учащихся.

Средства наглядности — конкретные материальные объекты, которые помогают реализовать принцип наглядности. К ним относят различный дидактический и демонстрационный материал от учебников до репродукций картин и видеофильмов.

По ведущему анализатору, задействованному в процессе познания, средства наглядности делятся на группы:

  1. Зрительные.
  2. Слуховые.
  3. Смешанные.
  4. Средства ИКТ и мультимедиа.

Охарактеризуем каждую группу средств отдельно.

Зрительные средства наглядности включают:

  • Печатные средства: графические формы презентации информации (таблицы, плакаты, схемы), карточки, репродукции картин.
  • Экранные средства: слайды, презентации, диаграммы.

К слуховым средствам относят аудиозаписи, фонохрестоматии.

К смешанным — средства зрительно-слуховой наглядности (обучающие видеоролики, видеоуроки, телепередачи, озвученные диафильмы).

Средства ИКТ и мультимедиа традиционно выделяются в особую группу, однако в школьной практике они примыкают к зрительным и слуховым, поскольку демонстрация презентаций, видеороликов и учебных фильмов происходит посредством компьютера и проектора с экраном.

Общие принципы работы с наглядностью на уроках сводятся к следующему:

  1. Создание положительного настроя на восприятия, учебная мотивация.
  2. Создание учебной ситуации, побуждающей учащихся обратиться к данному средству.
  3. Наличие плана работы со средством наглядности (система вопросов, учебных заданий, методических приёмов), раскрывающего его дидактический потенциал.
  4. Определение места и времени для работы с наглядностью в структуре урока (введение наглядных средств на этапе изучения нового материала, закрепления и повторения, анализа ошибок и недочётов).
  5. Обучение не только работать с готовой наглядностью, но и создавать её самостоятельно (преобразовывать учебный текст в таблицу, схему, создавать презентации по изученному материалу, подбирать примеры, иллюстрирующие правило).
  6. Анализ результатов работы с наглядностью, обобщение полученного познавательного опыта.
«Средства наглядности и их роль в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Средства наглядности и их роль в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Наглядные средства играют значительную роль в обучении:

  1. Расширяют кругозор учащихся.
  2. Облегчают усвоение сложного материала, делая его более доступным.
  3. Способствуют развитию внимания, наблюдательности и мышления.
  4. Помогают в запоминании и систематизации изученного.

Каждый тип наглядности ориентирован на развитие определенных мыслительных операций.

Таблицы, схем, плакаты помогают обобщить и систематизировать материал, представить его в более сжатом и удобном для запоминания виде, повысить уровень самостоятельности учащихся путем создания собственных наглядных пособий (таблиц, схем, ментальных карт)

Пользуясь графическими средствами наглядности учащиеся учатся:

  1. Отделять главное от второстепенного.
  2. Анализировать изучаемый материал, сравнивать и классифицировать языковые факты.
  3. Подбирать примеры, иллюстрирующие теорию.
  4. Составлять опорный схематический конспект по пройденному материалу.
  5. Строить устный ответ по теме с опорой на наглядность.

Репродукции картин используется на уроках по развитию речи при написании сочинений, составлении предложений на заданную тему и способствуют развитию воображения и творческого мышления, стимулируют обогащение словаря, развитие синтаксического строя речи, отработку навыков составления письменного высказывания, тренируют правописные навыки.

Средства слуховой наглядности используются при написании изложений и диктантов, знакомстве с новым материалом, при обучении выразительному чтению. Введение в урок данных средств способствует:

  1. Развитию слухового восприятия и памяти.
  2. Обогащению лексического состава и грамматического строя.
  3. Развитию навыков проблемно-тематического и композиционного анализа текста.
  4. Формированию навыков устного и письменного пересказа, информационной переработки звучащего текста (составление плана, конспекта).

Использование средств ИКТ повышает мотивацию к учению за счёт использования более живого, актуального содержания, доступного и понятного современному подростку (мультфильмы, ролики, отрывки из фильмов, видеоблогов), а также помогает развить информационную культуру учащихся, повысить компьютерную грамотность, сформировать представление о современных технологиях как о средстве обучения и развития личности, научить пользоваться компьютером как инструментом поиска и переработки информации.

Применение средств наглядности в педагогическом процессе делает обучение более доступным и личностно-ориентированным, стимулирует развитие познавательных интересов и мыслительных операций школьников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot