Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

Сущность и принципы современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте

Замечание 1

Обучение грамоте предполагает знакомство с алфавитом, а также развитие навыков письма, формирование умений читать печатный и рукописный текст.

Основные задачи такого обучения включают:

  1. Приобщение детей к изучению родного языка.
  2. Знакомство со звуками речи и их характеристикой, а также с их обозначением на письме - буквами.
  3. Выработку практических навыков начертания букв.
  4. Обучение чтению и развитие интереса к литературе.

Обучение происходит поэтапно и состоит из подготовительного (пропедевтического) и основного периодов.

В ходе подготовительного периода происходит становление учебной деятельности, её организационной структуры, а также знакомство с первыми приёмами речевого анализа (опознание речевых и неречевых звуков, а также их характеристик).

В процессе основного периода ученики знакомятся с букварём, учатся вычленять из состава речи её единицы (предложение, словоформу, слог и звук), получают наиболее общие сведения об ударении и фонетической структуре лексемы.

Обучение основам грамоты базируется на звуковом принципе, то есть развитии представления о звуках речи и способах их обозначения на письме с помощью графем.

Данный метод характеризуется как аналитико-синтетический, поскольку в его основе путь от изучения звукового и графического облика слова к его целостному восприятию в процессе чтения и (или) письма.

Принципы звукового метода:

  • Принцип развивающего обучения через формирование умений и навыков наблюдения над языковыми явлениями, вычленения их признаков, их анализа, сравнения и последующего обобщения.
  • Принцип опоры на речевой опыт ребёнка.
  • Фонематический принцип предполагает работу со звуком как минимальной единицей звучащей речи, развитие навыков звукового анализа, совершенствование фонематического слуха и навыков артикуляции.
  • Принцип обучения чтения от слогового к пословному: ученик обучается автоматизированному чтению слогов, а затем — слов.
  • Принцип последовательного изучения единиц языка.
  • Принцип комплексного характера обучения: формирование навыков написания букв происходит совместно с обучением чтению.
  • Принцип опережающего обучения: параллельно с изучением фонетического и графического состава языка ученики знакомятся с элементами орфографии, словообразования и грамматики родного языка.
  • Принцип моделирования: изучение фонетической структуры слова опирается на звуковые модели, а изучение предложения — на синтаксические.
  • Индивидуализация процесса обучения предполагает учёт уровня подготовленности каждого ученика.
«Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В основе звукового метода лежат приёмы анализа и синтеза, которые рассматриваются в единстве. Анализ включает следующие шаги:

  1. Ученики знакомятся с предложением как основной коммуникативной единицей речи и учатся вычленять из его состава слова.
  2. В составе слов выделяются звуки и их сочетания.
  3. Каждый выделенный звук характеризуется с точки зрения его акустических и артикуляционных признаков (гласный / согласный, качество гласного — ударный / безударный, фонетические признаки согласного — глухой / звонкий, твёрдый / мягкий парный / непарный по данным признакам).
  4. При знакомстве с новым звуком он сопоставляется по основным фонетическим признакам с уже изученными.
  5. На заключительном этапе устанавливается место звука в слове.

Синтез включает путь от минимальных единиц к наиболее сложно организованным формам:

  1. Образование из исходных звуков или букв слогов и словоформ.
  2. Слоговое чтение по карточкам и (или) таблицам с последующим переходом к чтению целых лексем и предложений.

Анализ и синтез осуществляются комплексно, то есть педагогу необходимо сочетать разные виды деятельности и приёмы работы на уроке.

Упражнения, применяемые при обучении грамоте

Определение 1

Упражнения при обучении грамоте— это целенаправленные и многократно повторяющиеся учебные действия, помогающие автоматизировать навыки написания букв и их чтения.

Основные упражнения по обучению чтению:

  1. Упражнения с таблицами слогов (чтение слева направо и снизу вверх, выборочное чтение слогов по заданию учителя, поиск «спрятанных» слов).
  2. Упражнения с рядами слов позволяют одновременно вычленять их звуковой или слоговой состав, задавать к ним вопрос, толковать лексическое значение, наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков (слова типа «дом» / «том»).
  3. Чтение текста сопровождается дополнительными заданиями по его содержанию.

При обучении письму используются упражнения по написанию элементов графем, различных графем, их сочетаний. В основном используются репродуктивные упражнения (списывание по образцу), но применяются и задания творческого (рисование орнаментов, узоров, лепка и конструирование), игрового характера.

Работа на уроке сопровождается динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой и упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения.

Неотъемлемой частью каждого урока является использование разнообразного и актуального для учеников дидактического материала, а также средств мультимедиа (компьютерных презентаций, учебных фильмов, мультфильмов), что позволяет создать мотивацию к учению, привлечь внимание учащихся и выработать положительный эмоциональный настрой.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на осознанное владение приёмами звукового анализа и синтеза и понимание механизмов чтения и письма.

Дата последнего обновления статьи: 23.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot