Сущность и принципы современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте
Обучение грамоте предполагает знакомство с алфавитом, а также развитие навыков письма, формирование умений читать печатный и рукописный текст.
Основные задачи такого обучения включают:
- Приобщение детей к изучению родного языка.
- Знакомство со звуками речи и их характеристикой, а также с их обозначением на письме - буквами.
- Выработку практических навыков начертания букв.
- Обучение чтению и развитие интереса к литературе.
Обучение происходит поэтапно и состоит из подготовительного (пропедевтического) и основного периодов.
В ходе подготовительного периода происходит становление учебной деятельности, её организационной структуры, а также знакомство с первыми приёмами речевого анализа (опознание речевых и неречевых звуков, а также их характеристик).
В процессе основного периода ученики знакомятся с букварём, учатся вычленять из состава речи её единицы (предложение, словоформу, слог и звук), получают наиболее общие сведения об ударении и фонетической структуре лексемы.
Обучение основам грамоты базируется на звуковом принципе, то есть развитии представления о звуках речи и способах их обозначения на письме с помощью графем.
Данный метод характеризуется как аналитико-синтетический, поскольку в его основе путь от изучения звукового и графического облика слова к его целостному восприятию в процессе чтения и (или) письма.
Принципы звукового метода:
- Принцип развивающего обучения через формирование умений и навыков наблюдения над языковыми явлениями, вычленения их признаков, их анализа, сравнения и последующего обобщения.
- Принцип опоры на речевой опыт ребёнка.
- Фонематический принцип предполагает работу со звуком как минимальной единицей звучащей речи, развитие навыков звукового анализа, совершенствование фонематического слуха и навыков артикуляции.
- Принцип обучения чтения от слогового к пословному: ученик обучается автоматизированному чтению слогов, а затем — слов.
- Принцип последовательного изучения единиц языка.
- Принцип комплексного характера обучения: формирование навыков написания букв происходит совместно с обучением чтению.
- Принцип опережающего обучения: параллельно с изучением фонетического и графического состава языка ученики знакомятся с элементами орфографии, словообразования и грамматики родного языка.
- Принцип моделирования: изучение фонетической структуры слова опирается на звуковые модели, а изучение предложения — на синтаксические.
- Индивидуализация процесса обучения предполагает учёт уровня подготовленности каждого ученика.
В основе звукового метода лежат приёмы анализа и синтеза, которые рассматриваются в единстве. Анализ включает следующие шаги:
- Ученики знакомятся с предложением как основной коммуникативной единицей речи и учатся вычленять из его состава слова.
- В составе слов выделяются звуки и их сочетания.
- Каждый выделенный звук характеризуется с точки зрения его акустических и артикуляционных признаков (гласный / согласный, качество гласного — ударный / безударный, фонетические признаки согласного — глухой / звонкий, твёрдый / мягкий парный / непарный по данным признакам).
- При знакомстве с новым звуком он сопоставляется по основным фонетическим признакам с уже изученными.
- На заключительном этапе устанавливается место звука в слове.
Синтез включает путь от минимальных единиц к наиболее сложно организованным формам:
- Образование из исходных звуков или букв слогов и словоформ.
- Слоговое чтение по карточкам и (или) таблицам с последующим переходом к чтению целых лексем и предложений.
Анализ и синтез осуществляются комплексно, то есть педагогу необходимо сочетать разные виды деятельности и приёмы работы на уроке.
Упражнения, применяемые при обучении грамоте
Упражнения при обучении грамоте— это целенаправленные и многократно повторяющиеся учебные действия, помогающие автоматизировать навыки написания букв и их чтения.
Основные упражнения по обучению чтению:
- Упражнения с таблицами слогов (чтение слева направо и снизу вверх, выборочное чтение слогов по заданию учителя, поиск «спрятанных» слов).
- Упражнения с рядами слов позволяют одновременно вычленять их звуковой или слоговой состав, задавать к ним вопрос, толковать лексическое значение, наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков (слова типа «дом» / «том»).
- Чтение текста сопровождается дополнительными заданиями по его содержанию.
При обучении письму используются упражнения по написанию элементов графем, различных графем, их сочетаний. В основном используются репродуктивные упражнения (списывание по образцу), но применяются и задания творческого (рисование орнаментов, узоров, лепка и конструирование), игрового характера.
Работа на уроке сопровождается динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой и упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения.
Неотъемлемой частью каждого урока является использование разнообразного и актуального для учеников дидактического материала, а также средств мультимедиа (компьютерных презентаций, учебных фильмов, мультфильмов), что позволяет создать мотивацию к учению, привлечь внимание учащихся и выработать положительный эмоциональный настрой.
Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на осознанное владение приёмами звукового анализа и синтеза и понимание механизмов чтения и письма.