Общие понятия словообразования
Под «словообразованием» в лингвистике понимают и непосредственно процесс образования новых лексем (деривацию), и раздел науки о языке, в котором рассматриваются механизмы производства лексем с помощью специальных словообразовательных средств.
Необходимо отличать словообразование и словоизменение:
- Результат словоизменения — словоформа, а словообразования — новое слово.
- Лексическое значение при словоизменении не меняется, при словообразовании трансформируется.
- Средство словоизменения — флексия (формообразующий аффикс и (или) окончание), основной инструмент словообразования — морфемы, способные производить новые лексемы.
Та лексема, которая является в словообразовательном отношении базовой, исходной, называется производящей (море, дом, поле). Лексема, возникающая из исходной посредством деривации, выступает как производная (морской, моряк, домовой, домишко, полевой, полюшко).
Производная и производящая лексемы отличаются минимальным словообразовательным средством — формантом (дама — дамский (-ск-), бежать — забежать (за-) и др.).
Посредством форманта формируется особое словообразовательное значение производных лексем (или дериватов): гитара — гитарист (-ист-) — «лицо, принадлежащее к определённому роду занятий / профессии».
Словообразовательное значение обычно охватывает все члены, принадлежащие одному словообразовательному типу — общей модели деривации ряда лексем (например: полнеть, худеть, лысеть — тип деривации глаголов со значением «приобретать признак, названный производящим словом»).
По характеру деривации и виду словообразовательного значения словообразовательные типы подразделяются на:
- Лексический, при котором наблюдается несовпадение лексического значения деривата и производящего слова: таблетка — таблетница, асфальт — асфальтировать.
- Синтаксический, предполагающий сходство значений при несовпадении частеречной принадлежности: синий — синь, бегать — бег.
- Модификационный, в котором прослеживается лишь изменение или модификация значения деривата по сравнению со значением исходного слова: белый — беленький, глаз — глазик.
- Мутационный, связанный со значительными изменениями лексического значения деривата: трактор — тракторист, болтать — болтун.
Способы деривации по участию в них морфем:
- Морфологические (аффиксальные).
- Неморфологические.
Аффиксальный путь деривации включает:
- Приставочный: берег — бережОК, бежать — ПРИбежать.
- Суффиксальный: сад — садОВый, светлый — светлЕть.
- Приставочно-суффиксальный: ставить — ПОДставКа.
- Постфиксальный: убрать — убратьСЯ.
- Приставочно-постфиксальный: плакать — РАСплакатьСЯ.
- Приставочно-суффиксально-постфиксальный: клеить — щедрый — РАСщедрИтьСЯ.
- Сложение — деривация на основе соединения основ лексем (садоводство, сельскохозяйственный).
- Аббревиация — деривация путем соединения начальных букв (ООН, МХАТ), звуков (ГЭС, ВАЗ), слогов (завхоз, юнкор), основ (санминимум, мединститут).
Неморфологические пути деривации образуют новые лексемы путем расширения значения исходных (лексико-семантический способ): пробка (затор на дороге), приложение (программа для смартфона) или трансформации их частеречной принадлежности (морфолого-синтаксический): несмотря на (из деепричастия), вроде (из существительного).
Ещё один путь деривации, стоящий особняком, — сращение целых лексем (лексико-синтаксический): вечнозелёный, свежемороженый.
Словообразовательный анализ слов
Алгоритм полного словообразовательного анализа включает следующие шаги:
- Определение частеречной принадлежности анализируемой лексемы и её формы.
- Выделение основы лексемы, а также словоизменительных и формообразующих флексий.
- Толкование значения рассматриваемой лексемы путём подбора родственных (однокоренных) слов.
- Выделение производящей базы и форманта с указанием словообразовательного значения.
- Классификация словообразовательного типа.
- Характеристика особенностей словообразовательной модели.
- Выявление способа образования данной лексемы.
Рассмотрим подобный анализ более подробно на примере лексемы «подорожник».
- Существительное м. р., 2-го скл. в форме И. п. ед. ч.
- Основа слова — подорожник, окончание нулевое.
- Подорожник — трава, растущая при дорогах. Однокоренные слова: дорожный дорога.
- Производящая база (основа) — -дорож- (вариант морфа -дорог-). Форманты: по-, -ник-, словообразовательное значение — «предмет / объект, находящийся вдоль чего-либо».
- Словообразовательный тип по характеру деривации мутационный, по виду значения — лексический.
- Особенность словообразовательной модели — наличие чередования в корне (г//ж).
- Способ образования — приставочно-суффиксальный.
Словообразовательный анализ слов помогает установить не только способ их деривации, но и охарактеризовать словообразовательное значение, особенности производящей основы и определить модель, по которой образуются сходные в деривационном отношении слова в русском языке.